Пояснительная записка 1. Особенности организации внеурочной деятельности в 2023-2024 учебном году План внеурочной деятельности МАОУ СОШ №14 обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и формы внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы начального общего образования. План внеурочной деятельности МАОУ СОШ №14 обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и формы внеурочной деятельности. Количество часов, выделяемое на внеурочную деятельность, составляет за 4 года обучения 1350 часов. План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволят обучающимся раскрыть свои интеллектуальные, спортивные, творческие способности и интересы. Занятия проводятся на базе школы в учебных кабинетах, в компьютерном классе, в спортивном зале, на стадионе, в актовом зале, в школьном музее, а также за пределами школы используем культурно-образовательное пространство города, театры, музеи, выставки, улицы города и др. Таким образом, план внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год создает условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, с учетом возможностей образовательного учреждения и педагогического коллектива МАОУ СОШ №14. Нормативная база В условиях введения и реализации ФГОС НОО содержание внеурочной деятельности определяют следующие документы: 1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 13.07.2021). 2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 3. Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» 4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». 6. Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022г. № 03-871 «Об организации занятий «Разговоры о важном» 7. Письмо Минпросвещения России от 05.07.2022г. № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» 8. Устав образовательной организации. 9. Основная образовательная программа начального общего образования, программы воспитания. 2. Цель и задачи внеурочной деятельности Программа внеурочной деятельности младших школьников Муниципального автономного общеобразовательного учреждения МАОУ СОШ №14 сформирована с учетом особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный: • с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребѐнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию; • с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребѐнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении; • с принятием и освоением ребѐнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития; • с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности. Целью внеурочной деятельности является создание комфортной воспитательной среды, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития личности ребенка на основе общечеловеческих нравственных ценностей. Задачи внеурочной деятельности: создать условия для полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся, укрепления их здоровья; формировать коммуникативную, этническую, социальную компетентность школьников; формировать у детей социокультурную идентичность; развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных ценностей: гуманизма, любви, толерантности; развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности в окружающем мире; обеспечение условий для благоприятной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении; -обеспечение условий достижения обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования; оптимизация условий для общего развития, коррекции и компенсации нарушений в развитии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности педагогический коллектив посчитал целесообразным принять модель организации внеурочной деятельности с преобладаем педагогической поддержки. Выбор данной модели обусловлен: оптимизацией внутренних ресурсов; минимизацией финансовых расходов на внеурочную деятельность; созданием единого образовательного и методического пространства в школе; формированием содержательного и организационного единства всех подразделений школы. В ее реализации принимают участие все педагогические работники школы – учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, педагог-библиотекарь, классные руководители. Координирующую роль выполняет на уровне класса классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебновспомогательным персоналом школы; организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности Планируемые результаты внеурочной деятельности конкретизируются в рабочей программе и соответствуют планируемым результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, программы воспитания. МАОУ СОШ №14 может осуществлять зачет результатов освоения обучающимися образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в организациях дополнительного образования, при наличии подтверждающих документов. Для мониторинга и учета образовательных результатов внеурочной деятельности МАОУ СОШ №14 использует психолого-педагогический инструментарий, а также такую форму учета как портфолио (дневник личных достижений), в том числе в электронной форме. Обучающиеся могут быть поощрены по результатам индивидуальных образовательных достижений за успехи в учебной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности на ежегодном традиционном празднике «Парад звезд». Эффект внеурочной деятельности – это последствие результата, то, к чему привело достижение результата: приобретѐнные знания, пережитые чувства и отношения, совершѐнные действия развили ребѐнка как личность, способствовали развитию его компетентности, идентичности. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. В основе воспитания развитие личности обучающегося, признание его индивидуального своеобразия, его право проявлять свое «Я» на том уровне, которого он достиг в своей жизни. Исходя из этого приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное развитие личности каждого ребенка, в том числе для детей с ОВЗ: - дифференциация по интересам; - проектная деятельность - игровые технологии; - здоровьесберегающие технологии; - информационные и коммуникативные технологии. Воспитательным результатом, участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и раскрыть свои личные творческие способности. Обобщенный результат образовательной деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в портрете ее выпускника: любознательный, интересующийся, активно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; любящий свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; 3. готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих. 4. Состав и структура направлений внеурочной деятельности План внеурочной деятельности включает регулярные внеурочные занятия, которые проводятся с четко фиксируемой периодичностью и в четко установленное время (в определенные дни недели в определенные часы) в соответствии с расписанием занятий внеурочной деятельности, и нерегулярные внеурочные занятия, которые планируются и реализуются в соответствии с планом воспитательной работы ОО. Формы нерегулярных занятий: работа школьного спортивного клуба, исследовательская деятельность, проектная деятельность, экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, викторины, праздничные мероприятия, тематические классные часы, спортивные соревнования, поисковые исследования и др. В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми осуществляется дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки, чередованием различных видов деятельности (мыслительной, двигательной). Нерегулярные занятия внеурочной деятельностью не регламентируются единым расписанием внеурочной деятельности, могут проводиться в соответствии с планом жизнедеятельности класса, планом воспитательной работы школы Для обучающихся, посещающих занятия в организациях дополнительного образования, спортивных школах, музыкальных школах и других образовательных организациях, количество часов внеурочной деятельности сокращается, при предоставлении родителями (законными представителями) обучающихся, справок из указанных организаций. Согласно требованиям, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования внеурочная деятельность в школе на 2023-2024 учебный год организуется по направлениям развития личности: Направление Основное содержание занятий внеурочной деятельности Часть, рекомендуемая для всех обучающихся ИнформационноОсновная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к просветительские своей Родине – России, н аселяющим ее людям, ее уникальной занятия истории, богатой природе и великой культуре. Основная задача: формирование соответствующей внутренней патриотической, позиции личности школьника, необходимой ему для нравственной и конструктивного и ответственного поведения в обществе. экологической Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни направленности человека в современной России: знанием родной истории и «Разговоры о пониманием сложностей современного мира, техническим важном» прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к собственным поступкам. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся Занятия, направленные на удовлетворен ие профориентац ионных интересов и потребностей обучающихся Основная цель: развитие способности обучающихся применять приобретѐнные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью). Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников: читательской, математической, естественно-научной, финансовой, направленной и на развитие креативного мышления и глобальных компетенций. Основные организационные формы: интегрированные курсы, метапредметные кружки или факультативы Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной деятельности. Основные организационные формы: профориентационные беседы, деловые игры, квесты, решение кейсов, изучение специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы, моделирующие профессиональную деятельность, экскурсии, посещение ярмарок профессий и профориентационных парков. Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами полученияпрофессионального образования; создание условий для развития надпрофессиональных навыков (общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности. Вариативная часть Занятия, связанные с Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие реализацией особых обучающихся, удовлетворение их особых познавательных, интеллектуальных и культурных, оздоровительных потребностей и интересов. социокультурных Основная задача: формирование ценностного отношения потребностей обучающихся к знаниям, как залогу их собственного будущего, и обучающихся к культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную самобытность народов России. Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных предметов или модулей; занятия в рамках исследовательской и проектнойдеятельности; занятия, связанные с освоением регионального компонента образования или особымиэтнокультурными интересами участников образовательных отношений; дополнительные занятия для школьников, испытывающих затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения; специальные занятия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или испытывающими затруднения в социальнойкоммуникации. Занятия, Основная цель: удовлетворение интересов и потребностей направленные на удовлетворен ие интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализац ии,раскрытии и развитии способностей и талантов обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Основные задачи: раскрытие творческих способностей школьников, формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношенияк культуре; физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности,формирование установок на защиту слабых; оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и ответственности, формирование навыков самообслуживающего труда. Основные организационные формы: занятия школьников в различных творческих объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных студиях, театральных кружках или кружках художественного творчества, журналистских, поэтических или писательских клубах и т.п.); занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах, организация спортивных турнирови соревнований); занятия школьников в объединениях туристскокраеведческой направленности (экскурсии, развитие школьных музеев); занятия по Программе развития социальнойактивности обучающихся начальных классов «Орлята России». Занятия, Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека направленные на социальных умений – заботиться о других и организовывать свою удовлетворение собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя социальных инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку интересов и зрения и принимать другие точки зрения. потребностей Основная задача: обеспечение психологического благополучия обучающихся, на обучающихся в образовательном пространстве школы, создание педагогическое условий для развития ответственности за формирование макро и сопровождение микро коммуникаций, складывающихся в образовательной деятельности организации, понимания зон личного влияния на уклад школьной социально жизни. Основные организационные формы: педагогическое сопровождение ориентированных деятельности Российского движения школьников и Юнармейских ученических отрядов; сообществ, детских волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для общественных социально ориентированной работы; выборного Совета обучающихся, объединений, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления органов образовательной организацией; ученического самоуправления, на Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения распространения значимой для школьников информации и организацию получения обратной связи от классных коллективов; совместно с Постоянно действующего школьного актива, инициирующего и обучающимися организующего проведение личностно значимых для школьников комплекса событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников, мероприятий флешмобов); воспитательной творческих советов, отвечающих за проведение тех или иных направленности конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций; созданной из наиболее авторитетных старшеклассников группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе и т.п. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования внеурочная деятельность в школе на 2023-2024 учебный год организуется по направлениям развития личности: Спортивно-оздоровительная деятельность Проектно-исследовательская деятельность Коммуникативная деятельность Художественно-эстетическая творческая деятельность Информационная культура Интеллектуальные марафоны Учение с увлечением!» 6. Внеурочная деятельность строится на принципах: Принцип гуманизации и гуманитаризации способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействует включению обучающихся в диалог разных культур. Принцип внешней и внутренней дифференциации – выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях глубины освоения каждого конкретного предмета Принцип свободы выбора – предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты. Возможность свободного самоопределения и самореализации; Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка Принцип единства – единство обучения, воспитания, развития. Принцип экологизации – развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий мир. Практико-деятельностная основа образовательного процесса. В инклюзивных классах коррекционно-развивающее направление, согласно требованиям ФГОС с ОВЗ, является обязательным и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедические и психо-коррекционные занятия) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Отводится 5 часов. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляется исходя из психофизических особенностей, обучающихся с ОВЗ, на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии. Часы занятий, включенные в коррекционно-развивающую область, не входят в максимальную недельную нагрузку. Часы, отводимые для внеурочной деятельности, используются по желанию родителей (законных представителей) учащихся через анкетирование, и направлены на реализацию программы воспитания через различные формы и методы. Педагогу, работающему вместе с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно переходить от простых результатов к более сложным. В силу индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся при определении направлений занятий в начале года каждому ребенку будет предоставлена возможность пройти через весь спектр направлений внеурочной деятельности. Программа ориентирована на школьников младшего возраста и может быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов и параллелей, в том числе и с детьми с ОВЗ. Ресурсная база школы дает возможность осуществить с учетом возрастных особенностей учащихся: • взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и целостности образования; • непрерывность дополнительного образования; •развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности; •единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования; • системность организации управления учебно-воспитательным процессом; • обеспечит баланс между двигательно-активными и теоретическими занятиями. План внеурочной деятельности МАОУ СОШ №14 на 2023-2024учебный год (начальное общее образование) Учебный курс/класс 1а 1б 1в 2а 2б 2в 3а 3б 3в 4а 4б 4в Часть, рекомендуемая для всех обучающихся Разговоры о важном Функциональная грамотность Мир профессий 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Вариативная часть Ритмика Здоровейка Мой Пермский край Учусь создавать проект Орлята России 1 Спортивно-оздоровительная деятельность 1 1 1 1 1 1 1 Проектно-исследовательская деятельность 1 1 1 1 Коммуникативная деятельность Азбука жизни Я-гражданин России Мои помощники словари Читалочка Зазеркалье Умники и умницы Работа с тестом 1 Художественно-эстетическая деятельность 1 1 Учение с увлечением! 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Земля – наш дом Скорая помощь Книголюбы Занимательная математика Дорога к русскому языку Психологическая коррекция Логопедическая коррекция Педагогическая коррекция Итого: Максимальное количество часов по плану: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 1 2 2 2 10 10 10 10 7 10 1 2 10 10 10 10 10 10 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10 10