План внеурочной деятельности 1-4 классы на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка
1.
Особенности организации внеурочной деятельности в 2023-2024 учебном году
План внеурочной деятельности МАОУ СОШ №14 обеспечивает введение в действие и
реализацию требований ФГОС НОО и определяет общий и максимальный объем нагрузки
обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и формы
внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной
общеобразовательной программы начального общего образования.
План внеурочной деятельности МАОУ СОШ №14 обеспечивает введение в
действие и реализацию требований ФГОС НОО и определяет общий и максимальный объем
нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и
формы внеурочной деятельности. Количество часов, выделяемое на внеурочную деятельность,
составляет за 4 года обучения 1350 часов.
План реализует индивидуальный подход в процессе внеурочной деятельности, позволят
обучающимся раскрыть свои интеллектуальные, спортивные, творческие способности и
интересы.
Занятия проводятся на базе школы в учебных кабинетах, в компьютерном классе, в
спортивном зале, на стадионе, в актовом зале, в школьном музее, а также за пределами школы
используем культурно-образовательное пространство города, театры, музеи, выставки, улицы
города и др.
Таким образом, план внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год создает
условия для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся, с
учетом возможностей образовательного учреждения и педагогического коллектива МАОУ
СОШ №14.
Нормативная база
В условиях введения и реализации ФГОС НОО содержание внеурочной деятельности
определяют следующие документы:
1.
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями от 13.07.2021).
2.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 31.05.2021 № 286
3.
Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. №
28 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
6.
Письмо Минпросвещения России от 17.06.2022г. № 03-871 «Об организации занятий
«Разговоры о важном»
7.
Письмо Минпросвещения России от 05.07.2022г. № ТВ-1290/03 «О направлении
методических рекомендаций»
8.
Устав образовательной организации.
9.
Основная образовательная программа начального общего образования, программы
воспитания.
2.

Цель и задачи внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности младших школьников Муниципального
автономного общеобразовательного учреждения МАОУ СОШ №14 сформирована с учетом

особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего последующего
обучения.
Начальная школа – особый этап в жизни ребенка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребѐнка — с переходом к
учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер
и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребѐнка с
окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и
самовыражении;
• с принятием и освоением ребѐнком новой социальной роли ученика, выражающейся в
формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и
перспективы личностного и познавательного развития;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером
сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями
дружбы, становлением основ гражданской идентичности.
Целью внеурочной деятельности является создание комфортной воспитательной среды,
обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для всестороннего развития
личности ребенка на основе общечеловеческих нравственных ценностей.
Задачи внеурочной деятельности:

создать условия для полного удовлетворения потребностей и интересов
обучающихся, укрепления их здоровья;

формировать коммуникативную, этническую, социальную компетентность
школьников;

формировать у детей социокультурную идентичность;

развивать личностные качества на основе общечеловеческих нравственных
ценностей: гуманизма, любви, толерантности;

развивать творческое мышление, необходимое для практической деятельности в
окружающем мире;

обеспечение условий для благоприятной адаптации обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в образовательном учреждении; -обеспечение условий достижения
обучающимися планируемых результатов освоения основных образовательных программ
общего образования;

оптимизация условий для общего развития, коррекции и компенсации нарушений в
развитии у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности педагогический коллектив
посчитал целесообразным принять модель организации внеурочной деятельности с
преобладаем педагогической поддержки.
Выбор данной модели обусловлен:

оптимизацией внутренних ресурсов;

минимизацией финансовых расходов на внеурочную деятельность;

созданием единого образовательного и методического пространства в школе;

формированием
содержательного
и
организационного
единства
всех
подразделений школы.
В ее реализации принимают участие все педагогические работники школы –
учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, педагог-библиотекарь,
классные руководители.
Координирующую роль выполняет на уровне класса классный руководитель,
который в соответствии со своими функциями и задачами:

взаимодействует
с педагогическими работниками, а также учебновспомогательным персоналом школы;

организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного
коллектива;

организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса;



организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся.

Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности
Планируемые результаты внеурочной деятельности конкретизируются в рабочей
программе
и
соответствуют
планируемым
результатам
освоения
основной
общеобразовательной программы начального общего образования, программы воспитания.
МАОУ СОШ №14 может осуществлять зачет результатов освоения обучающимися
образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную
деятельность, в том числе в организациях дополнительного образования, при наличии
подтверждающих документов.
Для мониторинга и учета образовательных результатов внеурочной деятельности
МАОУ СОШ №14 использует психолого-педагогический инструментарий, а также такую
форму учета как портфолио (дневник личных достижений), в том числе в электронной форме.
Обучающиеся могут быть поощрены по результатам индивидуальных
образовательных достижений за успехи в учебной, спортивной, общественной, научной,
научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности на
ежегодном традиционном празднике «Парад звезд».
Эффект внеурочной деятельности – это последствие результата, то, к чему привело
достижение результата: приобретѐнные знания, пережитые чувства и отношения, совершѐнные
действия развили ребѐнка как личность, способствовали развитию его компетентности,
идентичности.
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний,
понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками
знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах
поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества;
о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах
разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о
способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах
проведения исследования.
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие
ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду,
знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного
социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности;
опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации
совместной деятельности с другими детьми.
В основе воспитания развитие личности обучающегося, признание его индивидуального
своеобразия, его право проявлять свое «Я» на том уровне, которого он достиг в своей жизни.
Исходя из этого приоритетными становятся технологии, ориентированные на индивидуальное
развитие личности каждого ребенка, в том числе для детей с ОВЗ:
- дифференциация по интересам;
- проектная деятельность
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационные и коммуникативные технологии.
Воспитательным результатом, участия ребенка во внеурочной деятельности должны стать
духовно-нравственные приобретения, которые помогут ему адаптироваться в основной школе и
раскрыть свои личные творческие способности. Обобщенный результат образовательной
деятельности начальной школы как итог реализации общественного договора фиксируется в
портрете ее выпускника:

любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной
деятельности;

любящий свой край и свою Родину;

уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
3.



готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и

школой;

доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать
свое мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и
окружающих.

4.
Состав и структура направлений внеурочной деятельности
План внеурочной деятельности включает регулярные внеурочные занятия, которые
проводятся с четко фиксируемой периодичностью и в четко установленное время (в
определенные дни недели в определенные часы) в соответствии с расписанием занятий
внеурочной деятельности, и нерегулярные внеурочные занятия, которые планируются и
реализуются в соответствии с планом воспитательной работы ОО.
Формы нерегулярных занятий: работа школьного спортивного клуба, исследовательская
деятельность, проектная деятельность, экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты,
викторины, праздничные мероприятия, тематические классные часы, спортивные соревнования,
поисковые исследования и др.
В зависимости от конкретных условий реализации основной общеобразовательной
программы, числа обучающихся и их возрастных особенностей допускается формирование
учебных групп из обучающихся разных классов в пределах одного уровня образования
Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее
благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. При работе с детьми осуществляется
дифференцированный подход с учетом возраста детей и этапов их подготовки, чередованием
различных видов деятельности (мыслительной, двигательной).
Нерегулярные занятия внеурочной деятельностью не регламентируются единым
расписанием внеурочной деятельности, могут проводиться в соответствии с планом
жизнедеятельности класса, планом воспитательной работы школы
Для обучающихся, посещающих занятия в организациях дополнительного образования,
спортивных школах, музыкальных школах и других образовательных организациях, количество
часов внеурочной деятельности сокращается, при предоставлении родителями (законными
представителями) обучающихся, справок из указанных организаций.
Согласно требованиям, Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования внеурочная деятельность в школе на 2023-2024 учебный год
организуется по направлениям развития личности:
Направление
Основное содержание занятий
внеурочной
деятельности
Часть, рекомендуемая для всех обучающихся
ИнформационноОсновная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к
просветительские
своей Родине – России, н аселяющим ее людям, ее уникальной
занятия
истории, богатой природе и великой культуре.
Основная задача: формирование соответствующей внутренней
патриотической,
позиции личности школьника, необходимой ему для
нравственной и
конструктивного и ответственного поведения в обществе.
экологической
Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни
направленности
человека в современной России: знанием родной истории и
«Разговоры о
пониманием сложностей современного мира, техническим
важном»
прогрессом и сохранением природы, ориентацией в мировой
художественной культуре и повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам.

Занятия по
формированию
функциональной
грамотности
обучающихся

Занятия,
направленные
на
удовлетворен
ие
профориентац
ионных
интересов и
потребностей
обучающихся

Основная цель: развитие способности обучающихся применять
приобретѐнные знания, умения и навыки для решения задач в
различных сферах жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с
жизнью).
Основная задача: формирование и развитие функциональной
грамотности
школьников:
читательской,
математической,
естественно-научной, финансовой, направленной и на развитие
креативного мышления и глобальных компетенций.
Основные организационные формы: интегрированные курсы,
метапредметные кружки или факультативы

Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к
труду, как основному способу достижения жизненного благополучия
и ощущения уверенности в жизни.
Основная задача: формирование готовности школьников к
осознанному выбору направления продолжения своего образования и
будущей профессии, осознание важности получаемых в школе
знаний для дальнейшей профессиональной и внепрофессиональной
деятельности.
Основные организационные формы: профориентационные беседы,
деловые
игры,
квесты,
решение
кейсов,
изучение
специализированных цифровых ресурсов, профессиональные пробы,
моделирующие
профессиональную
деятельность,
экскурсии,
посещение ярмарок профессий и профориентационных парков.
Основное содержание: знакомство с миром профессий и способами
полученияпрофессионального образования;
создание условий для развития надпрофессиональных навыков
(общения, работы в команде, поведения в конфликтной ситуации и
т.п.);
создание условий для познания обучающимся самого себя, своих
мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования
уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и
возможности.
Вариативная часть
Занятия, связанные с Основная цель: интеллектуальное и общекультурное развитие
реализацией особых обучающихся, удовлетворение их особых познавательных,
интеллектуальных и культурных, оздоровительных потребностей и интересов.
социокультурных
Основная
задача:
формирование
ценностного
отношения
потребностей
обучающихся к знаниям, как залогу их собственного будущего, и
обучающихся
к культуре в целом, как к духовному богатству общества,
сохраняющему национальную самобытность народов России.
Основные направления деятельности:
занятия по дополнительному или углубленному изучению учебных
предметов или модулей;
занятия в рамках исследовательской и проектнойдеятельности;
занятия, связанные с освоением регионального компонента
образования или особымиэтнокультурными интересами участников
образовательных отношений;
дополнительные
занятия
для
школьников, испытывающих
затруднения в освоении учебной программы или трудности в
освоении языка обучения; специальные занятия для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья или испытывающими
затруднения в социальнойкоммуникации.
Занятия,
Основная цель: удовлетворение интересов и
потребностей

направленные
на
удовлетворен
ие интересов
и
потребностей
обучающихся
в творческом
и физическом
развитии,
помощь в
самореализац
ии,раскрытии
и развитии
способностей
и талантов

обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в
самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов.
Основные задачи: раскрытие творческих способностей школьников,
формирование у них чувства вкуса и умения ценить прекрасное,
формирование ценностного отношенияк культуре;
физическое развитие обучающихся, привитие им любви к спорту и
побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли,
ответственности,формирование установок на защиту слабых;
оздоровление школьников, привитие им любви к своему краю, его
истории, культуре, природе, развитие их самостоятельности и
ответственности, формирование навыков самообслуживающего
труда.
Основные организационные формы: занятия школьников в различных
творческих объединениях (музыкальных, хоровых или танцевальных
студиях, театральных
кружках или кружках художественного
творчества, журналистских, поэтических или писательских клубах и
т.п.);
занятия школьников в спортивных объединениях (секциях и клубах,
организация спортивных турнирови соревнований);
занятия школьников в объединениях туристскокраеведческой
направленности (экскурсии, развитие школьных музеев);
занятия по Программе развития социальнойактивности обучающихся
начальных классов «Орлята России».
Занятия,
Основная цель: развитие важных для жизни подрастающего человека
направленные на
социальных умений – заботиться о других и организовывать свою
удовлетворение
собственную деятельность, лидировать и подчиняться, брать на себя
социальных
инициативу и нести ответственность, отстаивать свою точку
интересов и
зрения и принимать другие точки зрения.
потребностей
Основная задача: обеспечение психологического благополучия
обучающихся, на
обучающихся в образовательном пространстве школы, создание
педагогическое
условий для развития ответственности за формирование макро и
сопровождение
микро коммуникаций, складывающихся в образовательной
деятельности
организации, понимания зон личного влияния на уклад школьной
социально
жизни.
Основные организационные формы: педагогическое сопровождение
ориентированных
деятельности Российского движения школьников и Юнармейских
ученических
отрядов;
сообществ, детских
волонтерских, трудовых, экологических отрядов, создаваемых для
общественных
социально ориентированной работы; выборного Совета обучающихся,
объединений,
создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления
органов
образовательной организацией;
ученического
самоуправления, на Совета старост, объединяющего старост классов для облегчения
распространения значимой для школьников информации и
организацию
получения обратной связи от классных коллективов;
совместно с
Постоянно действующего школьного актива, инициирующего и
обучающимися
организующего проведение личностно значимых для школьников
комплекса
событий (соревнований, конкурсов, фестивалей, капустников,
мероприятий
флешмобов);
воспитательной
творческих советов, отвечающих за проведение тех или иных
направленности
конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций;
созданной из наиболее авторитетных старшеклассников группы по
урегулированию конфликтных ситуаций в школе и т.п.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования внеурочная деятельность в школе на 2023-2024 учебный год
организуется по направлениям развития личности:
 Спортивно-оздоровительная деятельность
 Проектно-исследовательская деятельность
 Коммуникативная деятельность






Художественно-эстетическая творческая деятельность
Информационная культура
Интеллектуальные марафоны
Учение с увлечением!»

6. Внеурочная деятельность строится на принципах:

Принцип гуманизации и гуманитаризации способствует правильной ориентации
обучающихся в системе ценностей и содействует включению обучающихся в диалог разных
культур.

Принцип внешней и внутренней дифференциации – выявление и развитие у
школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой
деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или
возможности работать на разных уровнях глубины освоения каждого конкретного предмета

Принцип свободы выбора – предоставление учащимся возможности
самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства
ответственности за его результаты.

Возможность свободного самоопределения и самореализации;

Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка

Принцип единства – единство обучения, воспитания, развития.

Принцип экологизации – развитие у ребенка чувства ответственности за
окружающий мир.

Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
В инклюзивных классах коррекционно-развивающее направление, согласно требованиям
ФГОС с ОВЗ, является обязательным и представлено фронтальными и индивидуальными
коррекционно-развивающими занятиями (логопедические и психо-коррекционные занятия) и
ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности
в современных жизненных условиях. Отводится 5 часов.
Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их
количественное соотношение, содержание осуществляется
исходя из психофизических
особенностей, обучающихся с ОВЗ, на основании рекомендаций психолого-медикопедагогической комиссии.
Часы занятий, включенные в коррекционно-развивающую область, не входят в
максимальную недельную нагрузку.
Часы, отводимые для внеурочной деятельности, используются по желанию родителей
(законных представителей) учащихся через анкетирование, и направлены на реализацию
программы воспитания через различные формы и методы.
Педагогу, работающему вместе с детьми по настоящей программе, предоставляется
возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня. Реализуя
предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому
содержанию формы, педагог может постепенно переходить от простых результатов к более
сложным. В силу индивидуальных возрастных, психологических и физиологических
особенностей обучающихся при определении направлений занятий в начале года каждому
ребенку будет предоставлена возможность пройти через весь спектр направлений внеурочной
деятельности. Программа ориентирована на школьников младшего возраста и может быть
реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из
разных классов и параллелей, в том числе и с детьми с ОВЗ.
Ресурсная база школы дает возможность осуществить с учетом возрастных особенностей
учащихся:
• взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма
обеспечения полноты и целостности образования;
• непрерывность дополнительного образования;
•развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и
профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

•единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного
образования;
• системность организации управления учебно-воспитательным процессом;
• обеспечит баланс между двигательно-активными и теоретическими занятиями.

План внеурочной деятельности МАОУ СОШ №14 на 2023-2024учебный год
(начальное общее образование)
Учебный курс/класс

1а

1б

1в

2а

2б

2в

3а

3б

3в

4а

4б

4в

Часть, рекомендуемая для всех обучающихся

Разговоры о важном
Функциональная
грамотность
Мир профессий

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Вариативная часть

Ритмика
Здоровейка
Мой Пермский край
Учусь создавать проект
Орлята России

1

Спортивно-оздоровительная деятельность
1
1
1
1
1
1
1
Проектно-исследовательская деятельность

1
1

1
1
Коммуникативная деятельность

Азбука жизни
Я-гражданин России
Мои помощники словари
Читалочка
Зазеркалье
Умники и умницы
Работа с тестом

1

Художественно-эстетическая деятельность
1
1
Учение с увлечением!
2
1
1
1
1

1
1

1

1
1

1

1

Земля – наш дом
Скорая помощь
Книголюбы
Занимательная
математика
Дорога к русскому языку
Психологическая
коррекция
Логопедическая
коррекция
Педагогическая
коррекция
Итого:
Максимальное
количество часов по
плану:

1
1

1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

2

2

2

10
10

10
10

7
10

1

2
10
10

10
10

10
10

1

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

10
10

10
10

10
10

10
10

10
10

10
10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».