Сложные вопросы биологии

0

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по курсу «Сложные вопросы биологии» на уровне основного общего
образования составлена на основе требований к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС
ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания.
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности
обучающихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В
программе по курсу учитываются возможности учебного предмета в реализации
требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам
обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных
предметов на уровне основного общего образования.
В программе по курсу «Сложные вопросы биологии» определяются основные
цели изучения на уровне основного общего образования, планируемые результаты
освоения программы: личностные, метапредметные, предметные.
Курс «Сложные вопросы биологии» развивает представления о познаваемости
живой природы и методах её познания, позволяет сформировать систему научных
знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных
ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных
принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической
культуры, здорового образа жизни.
Целями изучения курса «Сложные вопросы биологии» на уровне основного
общего образования являются:
формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности
биологических систем разного уровня организации;
формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности
организма человека, условиях сохранения его здоровья;
формирование умений применять методы биологической науки для изучения
биологических систем, в том числе организма человека;
формирование умений использовать информацию о современных достижениях в
области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и
жизнедеятельности собственного организма;
формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности
людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия
деятельности человека в природе;
формирование экологической культуры в целях сохранения собственного
здоровья и охраны окружающей среды.
Достижение целей программы по биологии обеспечивается решением
следующих задач:
приобретение обучающимися знаний о живой природе, закономерностях
0

строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов, человеке как
биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности
людей;
овладение умениями проводить исследования с использованием биологического
оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;
освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о
современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;
воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к
сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Общее число часов, отведенных для изучения биологии, составляет 34 часа: в 7
классе – 34 часа (1 час в неделю).
Предлагаемый в программе по биологии перечень лабораторных и практических
работ является рекомендательным, учитель делает выбор проведения лабораторных
работ и опытов с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, списка
экспериментальных заданий, предлагаемых в рамках основного государственного
экзамена по биологии.
2.Содержание курса.
Программа рассчитана на 34 ч. (1ч. в неделю)
1. Среды жизни и их обитатели (2 ч).
Обитатели водной, наземно-воздушной, почвенной сред.
Занятие 1. Среды жизни. Характеристика водной, наземно-воздушной среды.
Приспособления организмов к этим средам.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: беседа
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 2.Характеристика почвенной среды и организм как среда для паразитов.
Приспособления организмов к этим средам
Формы организации занятий внеурочной деятельности: беседа
Основные виды деятельности: групповая
2.Гиганты моря и карлики в мире животных (4 ч).
Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги,
медведи).
Занятие 3 Гиганты моря. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Отряд Акулы и
Скаты.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и
литературой по поиску информации
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 4. Гиганты моря. Класс Млекопитающие. Отряд китообразные.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Активная лекция
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 5. Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд хоботные. Отряд Хищные.
Семейство медвежьи.
0

Формы организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 6. Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд Парнокопытные. Жирафы и
бегемоты. Отряд Непарнокопытные. Носороги
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и
литературой по поиску информации
Основные виды деятельности: групповая
3.Одетые в броню. Рождающие мел. (4 ч).
Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Надежность
и уязвимость защиты.
Занятие 7. Защитные покровы животных. Простейшие фораминиферы.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Активная лекция
Основные виды деятельности: групповая
Занятие8. Раковины моллюсков.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и
литературой по поиску информации
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 9. Панцири броненосцев и черепах.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 10. Панцири броненосцев и черепах.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и
литературой по поиску информации
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 11. Покровы рыб. Надежность и уязвимость защитных покровов животных.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и
литературой по поиску информации. Проектная деятельность.
Основные виды деятельности: групповая
4.Ядовитые животные (6 ч).
Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы,
пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании
яда в организм человека.
Занятие 12. Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные. Медузы. Морская оса.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие13. Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Пчелы. Осы.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие14. Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Пауки и клещи.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и
литературой по поиску информации. Проектная деятельность.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 15. Тип Хордовые. Класс Земноводные. Ядовитые лягушки.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа с интернетом и
0

литературой по поиску информации. Проектная деятельность.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 16. Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Змеи.
Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
5.Животные рекордсмены (2 ч).
Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с
рекордами животных.
Занятие 17 . Рекорды беспозвоночных животных - кузнечика и муравья.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа
Основные виды деятельности: групповая, индивидуальная
Занятие 18. Сокол сапсан – рекордсмен полета. Кенгуру – рекордсмен по прыжкам.
Гепард рекордсмен по бегу. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа
Основные виды деятельности: групповая, индивидуальная
6.Животные -строители (2 ч).Пауки, пчелы, птицы, бобры.
Занятие 19. Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и пауки
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 20. Строители среди позвоночных животных. Гнездование для птиц, хатки
бобров.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: Исследовательская работа
Основные виды деятельности: групповая, индивидуальная
7.Заботливые родители(3 ч).
Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных,
некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и
млекопитающих.
Занятие 21. Забота о потомстве у беспозвоночных - осьминоги, перепончатокрылые.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 22. Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 23. Забота о потомстве у позвоночных среди пресмыкающихся. Птиц и
млекопитающих.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
8.Язык животных (4 ч).
Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение
млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
Занятие 24. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: лекция с элементами беседы.
0

Основные виды деятельности: групповая
Занятие 25.Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши
и дельфины.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: лекция с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 26. Значение пения птиц, общение млекопитающих.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 27. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: исследовательская работа
Основные виды деятельности: групповая
9.Животные – понятливые ученики. (2 ч).
Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире
животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных
Занятие 28. Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: рассказ с элементами беседы.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 29. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних
животных.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
10.Герои песен, сказок и легенд(2 ч).
Занятие 30. Животные – герои песен и сказок.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 31. Животные – герои легенд.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
11.Животные – символы (2 часа)
Занятие 32. Животные символы стран Египет (кошка), Индия (корова) и др.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
Занятие 33. Животные символы.
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая
12.Бионика - перспективы развития (1 час)
Занятие 34. Бионика как наука
Формы организации занятий внеурочной деятельности: работа в группах.
Основные виды деятельности: групповая

0

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
«СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ БИОЛОГИИ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)
Освоение учебного курса на уровне основного общего образования должно
обеспечить достижение следующих обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы по биологии основного общего
образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой
позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и
в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
1) гражданского воспитания:
готовность к конструктивной совместной деятельности при выполнении
исследований и проектов, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
2) патриотического воспитания:
отношение к биологии как к важной составляющей культуры, гордость за вклад
российских и советских учёных в развитие мировой биологической науки;
3) духовно-нравственного воспитания:
готовность оценивать поведение и поступки с позиции нравственных норм и
норм экологической культуры;
понимание значимости нравственного аспекта деятельности человека в медицине
и биологии;
4) эстетического воспитания:
понимание роли биологии в формировании эстетической культуры личности;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ
жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил и норм,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя,
наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в
природной среде;
сформированность навыка рефлексии, управление собственным эмоциональным
состоянием;
6) трудового воспитания:
активное участие в решении практических задач (в рамках семьи,
образовательной организации, населенного пункта, края) биологической и
0

экологической направленности, интерес к практическому изучению профессий,
связанных с биологией;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение биологических знаний при решении задач в области
окружающей среды;
осознание экологических проблем и путей их решения;
готовность к участию в практической деятельности экологической
направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация на современную систему научных представлений об основных
биологических закономерностях, взаимосвязях человека с природной и социальной
средой;
понимание роли биологической науки в формировании научного мировоззрения;
развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков
исследовательской деятельности;
9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и
природной среды:
адекватная оценка изменяющихся условий;
принятие решения (индивидуальное, в группе) в изменяющихся условиях на
основании анализа биологической информации;
планирование действий в новой ситуации на основании знаний биологических
закономерностей.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по биологии основного
общего образования, должны отражать овладение следующими универсальными
учебными действиями:
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки биологических объектов
(явлений);
устанавливать существенный признак классификации биологических объектов
(явлений, процессов), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого
анализа;
с учётом предложенной биологической задачи выявлять закономерности и
противоречия в рассматриваемых фактах и наблюдениях, предлагать критерии для
выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения
поставленной задачи;
0

выявлять причинно-следственные связи при изучении биологических явлений и
процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных
умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной биологической задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом
самостоятельно выделенных критериев).
2) базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным
состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать
свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный
биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей
биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и
зависимостей биологических объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе
наблюдения и эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки
достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
3) работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
биологической информации или данных из источников с учётом предложенной
учебной биологической задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую
информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и
иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной
графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным
учителем или сформулированным самостоятельно;
запоминать и систематизировать биологическую информацию.
Коммуникативные универсальные учебные действия
0

1) общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе
выполнения практических и лабораторных работ;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и
в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой
биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической
задачи и поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного биологического опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и
особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные
тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы
при решении конкретной биологической проблемы, обосновывать необходимость
применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной учебной
задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её
достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом
предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи
между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения,
обмен мнениями, мозговые штурмы и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему
направлению и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать
результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение
результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к
предоставлению отчёта перед группой;
овладеть системой универсальных коммуникативных действий, которая
обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта
обучающихся.
0

Регулятивные универсальные учебные действия
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях, используя
биологические знания;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное,
принятие решения в группе, принятие решений группой);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать
способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения),
корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических
знаний об изучаемом биологическом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль, эмоциональный интеллект:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при
решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся
обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации;
вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств,
изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям;
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая
обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция
личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины,
устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
0

Предметные результаты освоения программы по учебному курсу «Сложные
вопросы биологии» к концу обучения в 7 классе:
характеризовать принципы классификации растений, основные систематические
группы растений (водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные,
покрытосеменные или цветковые);
приводить примеры вклада российских (в том числе Н. И. Вавилов, И. В.
Мичурин) и зарубежных (в том числе К. Линней, Л. Пастер) учёных в развитие наук о
растениях, грибах, лишайниках, бактериях;
применять биологические термины и понятия (в том числе: ботаника, экология
растений, микология, бактериология, систематика, царство, отдел, класс, семейство,
род, вид, жизненная форма растений, среда обитания, растительное сообщество,
высшие растения, низшие растения, споровые растения, семенные растения,
водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные,
бактерии, грибы, лишайники) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
различать и описывать живые и гербарные экземпляры растений, части растений
по изображениям, схемам, моделям, муляжам, рельефным таблицам, грибы по
изображениям, схемам, муляжам, бактерии по изображениям;
выявлять признаки классов покрытосеменных или цветковых, семейств
двудольных и однодольных растений;
определять систематическое положение растительного организма (на примере
покрытосеменных, или цветковых) с помощью определительной карточки;
выполнять практические и лабораторные работы по систематике растений,
микологии и микробиологии, в том числе работы с микроскопом с постоянными
(фиксированными) и временными микропрепаратами, исследовательские работы с
использованием приборов и инструментов цифровой лаборатории;
выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности растений,
бактерий, грибов, лишайников;
проводить описание и сравнивать между собой растения, грибы, лишайники,
бактерии по заданному плану, делать выводы на основе сравнения;
описывать усложнение организации растений в ходе эволюции растительного
мира на Земле;
выявлять черты приспособленности растений к среде обитания, значение
экологических факторов для растений;
характеризовать растительные сообщества, сезонные и поступательные
изменения растительных сообществ, растительность (растительный покров)
природных зон Земли;
приводить примеры культурных растений и их значение в жизни человека,
понимать причины и знать меры охраны растительного мира Земли;
раскрывать роль растений, грибов, лишайников, бактерий в природных
сообществах, в хозяйственной деятельности человека и его повседневной жизни;
демонстрировать на конкретных примерах связь знаний по биологии со знаниями
0

по математике, физике, географии, технологии, литературе, и технологии, предметов
гуманитарного цикла, различными видами искусства;
использовать методы биологии: проводить наблюдения за растениями,
бактериями, грибами, лишайниками, описывать их, ставить простейшие
биологические опыты и эксперименты;
соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным
оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке и во
внеурочной деятельности;
владеть приёмами работы с информацией: формулировать основания для
извлечения и обобщения информации из нескольких источников (2–3),
преобразовывать информацию из одной знаковой системыв другую;
создавать письменные и устные сообщения, используя понятийный аппарат
изучаемого раздела биологии, сопровождать выступление презентацией с учётом
особенностей аудитории обучающихся.
Календарно-тематическое планирование.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Раздел/тема
Среды жизни. Характеристика водной, наземно-воздушной среды.
Приспособления организмов к этим средам
Характеристика почвенной среды и организм как среда для
паразитов. Приспособления организмов к этим средам
Гиганты моря. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Отряд
Акулы и Скаты.
Гиганты моря. Класс Млекопитающие. Отряд китообразные.
Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд хоботные. Отряд
Хищные. Семейство медвежьи.
Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд Парнокопытные.
Жирафы и бегемоты. Отряд Непарнокопытные. Носороги
Защитные покровы животных. Простейшие фораминиферы.
Раковины моллюсков.
Панцири броненосцев и черепах.
Покровы рыб. Надежность и уязвимость защитных покровов
животных.
Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез.
Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные. Медузы. Морская
оса.
Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Пчелы. Осы.
Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Пауки и клещи.
Тип Хордовые. Класс Земноводные. Ядовитые лягушки.
0

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

16

17
18

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Змеи.
Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в
организм человека.
Рекорды беспозвоночных животных - кузнечика и муравья.
Сокол сапсан – рекордсмен полета. Кенгуру – рекордсмен по
прыжкам. Гепард рекордсмен по бегу. Спортивные рекорды в
сравнении с рекордами животных.
Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и пауки.
Строители среди позвоночных животных. Гнездование для птиц,
хатки бобров.
Забота о потомстве у беспозвоночных - осьминоги,
перепончатокрылые.
Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных.
Забота о потомстве у позвоночных среди пресмыкающихся. Птиц
и млекопитающих.
Язык животных. Танец пчел, муравьев,
Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных.
Летучие мыши и дельфины.
Значение пения птиц, общение млекопитающих.
Химический язык, его расшифровка и использование человеком.
Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология.
Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у
домашних животных.
Животные – герои песен и сказок.
Животные – герои легенд.
Животные символы стран Египет (кошка), Индия (корова) и др.
Животные символы.
Бионика как наука.
Всего: 34 ч

0

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».