Планируемые результаты освоения учебного предмета «Практикум по русскому языку» 5-7 классы Личностными результатами освоения программы по учебному курсу являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения программы по учебному курсу являются 1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разными видами чтения; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства назначения, ресурсы массовой информации, Интернета; свободно компакт-диски пользоваться учебного словарями различных типов, справочной литературой; • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания » стилистических особенностей и использованных языковых средств; • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости; • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; • владение различными видами монолога и диалога; • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; • способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия культурными в спорах, нормами обсуждениях; речевого поведения овладение в национально- различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения программы по учебному курсу являются: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, орфографическими, лексическими, пунктуационными), нормами грамматическими, речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 7) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 8) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Содержание учебного предмета «Практикум по русскому языку» 5 класс Орфография (4 часа) Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Разделительные Ъ и Ь. ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. Личные окончания глаголов. НЕ с глаголами. Правописание окончаний имен существительных и прилагательных. Синтаксис и пунктуация (6 часов) Разбор словосочетания. Второстепенные члены предложения. Синтаксический разбор простого предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Пунктуационный разбор простого предложения. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Диалог. Фонетика. Графика (3 часа) Позиционные чередования гласных и согласных звуков. Двойная роль букв Е, Е, Ю, Я. Фонетический разбор слова Лексика. (1 час) Синонимы. Омонимы. Антонимы. Изобразительные художественные средства, их роль в речи. Морфемика. Орфография. (5 часов) Изменение и образование слов. Морфемный разбор слова. Буквы З и С на конце приставок. Правописание гласных в корнях с чередованиями. Буквы Ы - И после Ц Морфология и орфография. (13 часов) Самостоятельные и служебные части речи. Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных. Три склонения имен существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Прилагательные полные и краткие. Не с глаголами.Правописание ТСЯ и ТЬСЯ. Буквы Е - И чередованием. Употребление времен.Правописание личных в корнях с безударных окончаний глаголов. Ь после шипящих глаголах во 2-м лице единственного числа. Повторение (2 часа) 6 класс Повторение изученного в 5 классе – 8 часов. Практическое занятие. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне. Практическое занятие. Правописание букв и, а, у после шипящих. Практическое занятие. Правописание разделительного ъ и ь. Практическое занятие. Правописание ь после шипящих в разных частях речи. Практическое занятие. Правописание не с глаголами. Тест. Повторение изученного в 5 классе. Фонетика. Орфоэпия – 1 час. Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Знакомство с орфоэпическими словарями. Тест и анализ работы. Стилистика – 1 час. Повторение стилей речи и их отличительных особенностей. Этапы работы над текстом. Составление текста заданного стиля. Словообразование – 3 часа. Словообразование. Морфемика. Основные способы образования слов в русском языке. Буквы а и о в корнях с чередованием. Гласные в приставках пре- и при-. Имя существительное – 3 часа. Имя существительное как часть речи. Морфологические и синтаксические признаки имени существительного. Буква е в суффиксе -енсуществительных на -мя. Практическая работа. Имя существительное. Тест и анализ работы. Практическая работа. Имя существительное. Тест и анализ работы. Правописание о и е после шипящих и ц в суффиксе, окончании. Имя прилагательное – 5 часов. Имя прилагательное как часть речи. Морфологические и синтаксические признаки имени прилагательного. Дефисное и слитное написание имен прилагательных. Правописание букв о-е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Правописание н-нн в суффиксах прилагательных. Практическая работа. Имя прилагательное. Тест. Имя числительное – 4 часа. Имя числительное как часть речи. Ь на конце и в середине числительного. Употребление числительных. Местоимение – 3 час. Местоимение как часть речи. Правописание неопределенных и отрицательных местоимений. Глагол – 5 часов. Глагол как часть речи. Морфологические и синтаксические признаки глагола. Правописание гласных в суффиксах глаголов Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов. Тест. Буквы е/и в корнях с чередованием. Итоговое занятие– 1 час. Повторение и систематизация изученного в 6 классе. Итоговый контрольный тест. Анализ итогового теста. 7 класс Повторение изученного в 6 классе – 4 часа. Синтаксический и пунктуационный разбор. Фонетика и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфологический разбор. Причастие – 8 часов. Трудные случаи выделения причастного оборота. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных. Н и НН в прилагательных и причастиях. НЕ с причастиями. Буквы Е-Ё в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Деепричастие – 3 часа. Трудные случаи выделения деепричастного оборота. Раздельное написание НЕ с деепричастиями. НЕ с разными частями речи. Морфологический разбор деепричастий и причастий. Наречие, категория состояния – 6 часов. Слитное и раздельное написание Не с наречиями на –О, -Е. Н и НН в наречиях на –О, -Е. Буквы –О и –А на конце наречий. Слитное, раздельное, дефисное написание наречий. Ь после шипящих на конце наречий. Отличие слов категории состояния от других частей речи. Предлог, союз, частица – 10 часов Употребление предлогов. Производные предлоги и омонимичные им части речи. Слитное и раздельное написание предлогов. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Слитное написание союзов тоже, также, чтобы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор предлога, союза и частицы. Различение частицы не и приставки не-. Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ. Междометия – 3 часа. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. Тематическое планирование учебного курса «Практикум по русскому языку» 5 класс № Тема Количест п/п 1 во часов Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и 1 согласных в корне слова 2 Разделительные Ъ и Ь. 1 3 ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. Личные окончания глаголов. НЕ с 1 глаголами. 4 Правописание окончаний имен существительных и прилагательных 1 5 Разбор словосочетания. 1 6 Второстепенные члены предложения 1 7 Синтаксический разбор простого предложения. 1 8 Знаки препинания в предложениях с однородными членами. 1 9 Пунктуационный разбор простого предложения. 1 10 Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Диалог. 1 11 Позиционные чередования гласных и согласных звуков. 1 12 Двойная роль букв Е, Е, Ю, Я 1 13 Фонетический разбор слова 1 14 Синонимы. Омонимы. Антонимы. Изобразительные 1 художественные средства, их роль в речи. 15 Изменение и образование слов 1 16 Морфемный разбор слова. 1 17 Буквы З и С на конце приставок. 1 18 Правописание гласных в корнях с чередованиями 1 19 Буквы Ы - И после Ц. 1 20 Самостоятельные и служебные части речи. 1 21 Имена существительные собственные и нарицательные. 1 Большая буква в именах собственных. 22 Три склонения имен существительных. 23 Правописание гласных в падежных 1 окончаниях 1 Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях 1 существительных в единственном числе. 24 существительных 25 Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. 1 26 Прилагательные полные и краткие. 1 27 Не с глаголами. 1 28 Правописание ТСЯ и ТЬСЯ. 1 29 Буквы Е - И в корнях с чередованием. 1 30 Употребление времен. 1 31 Правописание личных безударных окончаний глаголов. 1 32 Ь после шипящих глаголах во 2-м лице единственного числа. 1 33 Повторение. Орфограммы в приставках и в корнях слов. 1 34 Повторение. Орфограммы в окончаниях слов. 1 6 класс № Наименование разделов, тем Кол-во часов 1 Вводное занятие. Цели и задачи курса. Орфограммы 1 Повторение изученного в 5 классе (8ч) 2 Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и 1 согласных в корне. 3 Правописание букв и, а, у после шипящих. Правописание 0,Ё 1 после шипящих в корне слова. 4 Правописание разделительного ъ и ь. 1 5 Правописание ь после шипящих в различных частях речи. 1 6 Правописание не с глаголами. Правописание гласных в 1 окончаниях глаголов. 7 Правописание гласных в окончаниях существительных и 1 прилагательных 8 Тест. Повторение изученного в 5 классе. 1 Орфоэпия (1 ч) 9 Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Тест и анализ 1 работы. Стилистика (1 ч) 10 1 Практическая работа. Составление текста. Этапы работы над 1 текстом. Словообразование (3 ч) 11 Словообразование. Морфемика. Основные способы 1 образования слов в русском языке 12 Буквы а и о в корнях с чередованием. 1 13 Гласные в приставках пре- и при-. 1 Имя существительное (3 ч) Тест и анализ работы. 1 14 Имя существительное. 15 Правописание е в суффиксе -ен существительных на -мя 16 Правописание о и е после шипящих и ц в суффиксе, 1 1 1 окончании существитель-ных. Имя прилагательное (5 ч) 17 Правописание падежных окончаний имен прилагательных. 18 Правописание о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях 1 1 прилагатель-ных. 19 Правописание сложных имен прилагательных. Дефисное и 1 слитное написа-ние имен прилагательных 20 Правописание н-нн в суффиксах прилагательных. 1 21 Имя прилагательное. Тест 1 Имя числительное (4 ч) 22 Имя числительное как часть речи. 1 23 Употребление ь на конце и в середине числительного. 2 24 Употребление числительных 1 Местоимение (3 ч) 25 Местоимение как часть речи. 1 26 Правописание неопределенных и отрицательных 2 местоимений. Глагол (5 ч) 27 Правописание гласных в суффиксах глаголов. 1 28 Спряжение глаголов. 1 29 Правописание личных окончаний глаголов. 1 30 Буквы е/и в корнях с чередованием у глаголов. 1 31 Итоговый тест по теме «Глагол». 1 Итоговое занятие (1 ч) 32 Итоговый контрольный тест. Анализ итогового теста 1 7 класс Тематическое планирование № Тема Кол-во часов 1 Синтаксический и пунктуационный разбор 1 2 Фонетика и орфография 1 3 Морфемный и словообразовательный разбор. 1 4 Морфологический разбор. 1 5 Трудные случаи выделения причастного оборота. 1 6 Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего 1 времени. 7 Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего 1 и прошедшего времени. 8 Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего 1 времени. Н в отглагольных прилагательных. 9 Н и НН в прилагательных и причастиях. 1 10 НЕ с причастиями. 1 11 Буквы Е-Ё в суффиксах страдательных причастий 1 прошедшего времени. 12 Контрольное тестирование по теме «Причастие» 1 13 Трудные случаи выделения деепричастного оборота 1 14 Раздельное написание НЕ с деепричастиями. НЕ с разными 1 частями речи. 15 Морфологический разбор деепричастий и причастий. 1 16 Слитное и раздельное написание Не с наречиями на –О, -Е. 1 17 Н и НН в наречиях на –О, -Е. 1 18 Буквы –О и –А на конце наречий. 1 19 Слитное, раздельное, дефисное написание наречий. 1 20 Ь после шипящих на конце наречий. 1 21 Отличие слов категории состояния от других частей речи. 1 22 Употребление предлогов. 1 23 Производные предлоги и омонимичные им части речи 1 24 Слитное и раздельное написание предлогов. 1 25 Запятая между простыми предложениями в союзном сложном 1 предложении. 26 Слитное написание союзов тоже, также, чтобы. 27 Самостоятельная работа «Правописание предлогов и 1 1 союзов» 28 Раздельное и дефисное написание частиц. 1 29 Морфологический разбор предлога, союза и частицы. 1 30 Различение частицы не и приставки не-. 31 Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ. 1 32 Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. 1 33 Итоговое тестирование 1 34 Заключительный урок. 1 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ «Открытая школа» «Просвещение» Российская электронная школа (РЭШ) «Фоксфорд» «Школьная цифровая платформа» «Яндекс.школа» «Lecta» «Учи.ру» «ЯКласс» «Яндекс.Учебник» «Skysmart» МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Технические средства обучения. № Наименование оборудования 1 Компьютер 2 Проектор 3 Колонки Словари. «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегов Орфографический школьный словарь.