Практикум по русскому языку

Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Практикум по русскому языку» 5-7 классы
Личностными результатами освоения программы по учебному курсу
являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него потребность сохранить чистоту
русского языка как явление национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого
общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной
речью.
Метапредметными результатами освоения программы по учебному
курсу являются
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное

понимание

информации

устного

и

письменного

сообщения;
• владение разными видами чтения;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
• способность извлекать информацию из различных источников,
включая

средства

назначения,

ресурсы

массовой

информации,

Интернета;

свободно

компакт-диски
пользоваться

учебного
словарями

различных типов, справочной литературой;
• овладение

приёмами

отбора

и

систематизации

материала

на

определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её
анализ и отбор;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки
зрения их содержания » стилистических особенностей и использованных
языковых средств;
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с
разной степенью свёрнутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей
речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
• владение различными видами монолога и диалога;
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного

языка;

соблюдение

основных

правил

орфографии

и

пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы
речевого этикета;
• способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания,
языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки,
недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные
тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладами;
2)

применение

приобретённых

знаний,

умений

и

навыков

в

повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство
получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные

знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном
уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо
задачи,

участия

культурными

в

спорах,

нормами

обсуждениях;

речевого

поведения

овладение
в

национально-

различных

ситуациях

формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами освоения программы по учебному курсу
являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка
как национального языка русского народа, как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и
культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его
роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание
взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные
разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог,
диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный,
публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и
разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование,
описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их
признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение

основными

стилистическими

ресурсами

лексики

и

фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного
языка

(орфоэпическими,

орфографическими,

лексическими,

пунктуационными),

нормами

грамматическими,
речевого

этикета;

использование их в своей речевой практике при создании устных и

письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических
категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно
ситуации речевого общения; проведение различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения,
многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и
структуры,

принадлежности

к

определённым

функциональным

разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
7) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической
и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой
практике;
8) осознание

эстетической

функции

родного

языка,

способность

оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.
Содержание учебного предмета
«Практикум по русскому языку»
5 класс
Орфография (4 часа)
Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в
корне слова. Разделительные Ъ и Ь. ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. Личные
окончания глаголов. НЕ с глаголами. Правописание окончаний имен
существительных и прилагательных.
Синтаксис и пунктуация (6 часов)
Разбор

словосочетания.

Второстепенные

члены

предложения.

Синтаксический разбор простого предложения. Знаки препинания в
предложениях с однородными членами. Пунктуационный разбор простого
предложения. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. Диалог.
Фонетика. Графика (3 часа)

Позиционные чередования гласных и согласных звуков. Двойная роль
букв Е, Е, Ю, Я. Фонетический разбор слова
Лексика. (1 час)
Синонимы. Омонимы. Антонимы. Изобразительные художественные
средства, их роль в речи.
Морфемика. Орфография. (5 часов)
Изменение и образование слов. Морфемный разбор слова. Буквы З и С
на конце приставок. Правописание гласных в корнях с чередованиями. Буквы
Ы - И после Ц
Морфология и орфография. (13 часов)
Самостоятельные и служебные части речи. Имена существительные
собственные и нарицательные. Большая буква в именах собственных. Три
склонения имен существительных. Правописание гласных в падежных
окончаниях существительных в единственном числе. Правописание О - Е
после шипящих и Ц в окончаниях существительных. Правописание гласных
в падежных окончаниях прилагательных. Прилагательные полные и краткие.
Не

с глаголами.Правописание ТСЯ и ТЬСЯ. Буквы Е - И

чередованием. Употребление времен.Правописание личных

в корнях с
безударных

окончаний глаголов. Ь после шипящих глаголах во 2-м лице единственного
числа.
Повторение (2 часа)
6 класс
Повторение изученного в 5 классе – 8 часов.
Практическое занятие. Правописание проверяемых и непроверяемых
гласных и согласных в корне. Практическое занятие. Правописание букв и, а,
у после шипящих. Практическое занятие. Правописание разделительного ъ и
ь. Практическое занятие. Правописание ь после шипящих в разных частях
речи. Практическое занятие. Правописание не с глаголами. Тест. Повторение
изученного в 5 классе.
Фонетика. Орфоэпия – 1 час.

Фонетика.

Орфоэпия.

Орфоэпические

нормы.

Знакомство

с

орфоэпическими словарями. Тест и анализ работы.
Стилистика – 1 час.
Повторение стилей речи и их отличительных особенностей. Этапы
работы над текстом. Составление текста заданного стиля.
Словообразование – 3 часа.
Словообразование. Морфемика. Основные способы образования слов в
русском языке. Буквы а и о в корнях с чередованием. Гласные в приставках
пре- и при-.
Имя существительное – 3 часа.
Имя

существительное

как

часть

речи.

Морфологические

и

синтаксические признаки имени существительного. Буква е в суффиксе -енсуществительных на -мя. Практическая работа. Имя существительное. Тест и
анализ работы. Практическая работа. Имя существительное. Тест и анализ
работы. Правописание о и е после шипящих и ц в суффиксе, окончании.
Имя прилагательное – 5 часов.
Имя

прилагательное

как

часть

речи.

Морфологические

и

синтаксические признаки имени прилагательного. Дефисное и слитное
написание имен прилагательных. Правописание букв о-е после шипящих и ц
в

суффиксах

прилагательных.

Правописание

н-нн

в

суффиксах

прилагательных. Практическая работа. Имя прилагательное. Тест.
Имя числительное – 4 часа.
Имя числительное как часть речи. Ь на конце и в середине
числительного. Употребление числительных.
Местоимение – 3 час.
Местоимение как часть речи. Правописание неопределенных и
отрицательных местоимений.
Глагол – 5 часов.
Глагол как часть речи. Морфологические и синтаксические признаки
глагола. Правописание гласных в суффиксах глаголов Спряжение глаголов.

Правописание личных окончаний глаголов. Тест. Буквы е/и в корнях с
чередованием.
Итоговое занятие– 1 час.
Повторение и систематизация изученного в 6 классе. Итоговый
контрольный тест. Анализ итогового теста.
7 класс
Повторение изученного в 6 классе – 4 часа. Синтаксический и
пунктуационный разбор. Фонетика и орфография. Морфемный и
словообразовательный разбор. Морфологический разбор.
Причастие – 8 часов. Трудные случаи выделения причастного оборота.
Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.
Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего и прошедшего
времени. Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего
времени. Н в отглагольных прилагательных. Н и НН в прилагательных и
причастиях. НЕ с причастиями. Буквы Е-Ё в суффиксах страдательных
причастий прошедшего времени.
Деепричастие – 3 часа. Трудные случаи выделения деепричастного оборота.
Раздельное написание НЕ с деепричастиями. НЕ с разными частями речи.
Морфологический разбор деепричастий и причастий.
Наречие, категория состояния – 6 часов. Слитное и раздельное написание
Не с наречиями на –О, -Е. Н и НН в наречиях на –О, -Е. Буквы –О и –А на
конце наречий. Слитное, раздельное, дефисное написание наречий. Ь после
шипящих на конце наречий. Отличие слов категории состояния от других
частей речи.
Предлог, союз, частица – 10 часов
Употребление предлогов. Производные предлоги и омонимичные им части
речи. Слитное и раздельное написание предлогов. Запятая между простыми
предложениями в союзном сложном предложении. Слитное написание
союзов тоже, также, чтобы. Раздельное и дефисное написание частиц.

Морфологический разбор предлога, союза и частицы. Различение частицы не
и приставки не-. Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ.
Междометия – 3 часа. Дефис в междометиях. Знаки препинания при
междометиях.
Тематическое планирование учебного курса
«Практикум по русскому языку»
5 класс
№

Тема

Количест

п/п
1

во часов
Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и

1

согласных в корне слова
2

Разделительные Ъ и Ь.

1

3

ТСЯ и ТЬСЯ в глаголах. Личные окончания глаголов. НЕ с

1

глаголами.
4

Правописание

окончаний

имен

существительных

и

прилагательных

1

5

Разбор словосочетания.

1

6

Второстепенные члены предложения

1

7

Синтаксический разбор простого предложения.

1

8

Знаки препинания в предложениях с однородными
членами.

1

9

Пунктуационный разбор простого предложения.

1

10

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Диалог.

1

11

Позиционные чередования гласных и согласных звуков.

1

12

Двойная роль букв Е, Е, Ю, Я

1

13

Фонетический разбор слова

1

14

Синонимы.

Омонимы.

Антонимы.

Изобразительные

1

художественные средства, их роль в речи.
15

Изменение и образование слов

1

16

Морфемный разбор слова.

1

17

Буквы З и С на конце приставок.

1

18

Правописание гласных в корнях с чередованиями

1

19

Буквы Ы - И после Ц.

1

20

Самостоятельные и служебные части речи.

1

21

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

Большая буква в именах собственных.
22

Три склонения имен существительных.

23

Правописание

гласных

в

падежных

1
окончаниях

1

Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях

1

существительных в единственном числе.
24

существительных
25

Правописание

гласных

в

падежных

окончаниях

прилагательных.

1

26

Прилагательные полные и краткие.

1

27

Не с глаголами.

1

28

Правописание ТСЯ и ТЬСЯ.

1

29

Буквы Е - И в корнях с чередованием.

1

30

Употребление времен.

1

31

Правописание личных безударных окончаний глаголов.

1

32

Ь после шипящих глаголах во 2-м лице единственного
числа.

1

33

Повторение. Орфограммы в приставках и в корнях слов.

1

34

Повторение. Орфограммы в окончаниях слов.

1

6 класс
№

Наименование разделов, тем

Кол-во
часов

1

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Орфограммы

1

Повторение изученного в 5 классе (8ч)
2

Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и 1
согласных в корне.

3

Правописание букв и, а, у после шипящих. Правописание 0,Ё 1
после шипящих в корне слова.

4

Правописание разделительного ъ и ь.

1

5

Правописание ь после шипящих в различных частях речи.

1

6

Правописание не с глаголами. Правописание гласных в 1
окончаниях глаголов.

7

Правописание гласных в окончаниях существительных и 1
прилагательных

8

Тест. Повторение изученного в 5 классе.

1

Орфоэпия (1 ч)
9

Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы. Тест и анализ

1

работы.
Стилистика (1 ч)
10

1

Практическая работа. Составление текста. Этапы работы над 1
текстом.
Словообразование (3 ч)

11

Словообразование.

Морфемика.

Основные

способы 1

образования слов в русском языке
12

Буквы а и о в корнях с чередованием.

1

13

Гласные в приставках пре- и при-.

1

Имя существительное (3 ч)
Тест и анализ работы.

1

14

Имя существительное.

15

Правописание е в суффиксе -ен существительных на -мя

16

Правописание о и е после шипящих и ц в суффиксе, 1

1
1

окончании существитель-ных.
Имя прилагательное (5 ч)
17

Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

18

Правописание о-е после шипящих в суффиксах и окончаниях 1

1

прилагатель-ных.
19

Правописание сложных имен прилагательных. Дефисное и

1

слитное написа-ние имен прилагательных
20

Правописание н-нн в суффиксах прилагательных.

1

21

Имя прилагательное. Тест

1

Имя числительное (4 ч)
22

Имя числительное как часть речи.

1

23

Употребление ь на конце и в середине числительного.

2

24

Употребление числительных

1

Местоимение (3 ч)
25

Местоимение как часть речи.

1

26

Правописание неопределенных и отрицательных

2

местоимений.
Глагол (5 ч)
27

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

1

28

Спряжение глаголов.

1

29

Правописание личных окончаний глаголов.

1

30

Буквы е/и в корнях с чередованием у глаголов.

1

31

Итоговый тест по теме «Глагол».

1

Итоговое занятие (1 ч)
32

Итоговый контрольный тест. Анализ итогового теста

1

7 класс
Тематическое планирование
№

Тема

Кол-во
часов

1

Синтаксический и пунктуационный разбор

1

2

Фонетика и орфография

1

3

Морфемный и словообразовательный разбор.

1

4

Морфологический разбор.

1

5

Трудные случаи выделения причастного оборота.

1

6

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего 1
времени.

7

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего 1
и прошедшего времени.

8

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего 1
времени. Н в отглагольных прилагательных.

9

Н и НН в прилагательных и причастиях.

1

10

НЕ с причастиями.

1

11

Буквы

Е-Ё

в

суффиксах

страдательных

причастий 1

прошедшего времени.
12

Контрольное тестирование по теме «Причастие»

1

13

Трудные случаи выделения деепричастного оборота

1

14

Раздельное написание НЕ с деепричастиями. НЕ с разными 1
частями речи.

15

Морфологический разбор деепричастий и причастий.

1

16

Слитное и раздельное написание Не с наречиями на –О, -Е.

1

17

Н и НН в наречиях на –О, -Е.

1

18

Буквы –О и –А на конце наречий.

1

19

Слитное, раздельное, дефисное написание наречий.

1

20

Ь после шипящих на конце наречий.

1

21

Отличие слов категории состояния от других частей речи.

1

22

Употребление предлогов.

1

23

Производные предлоги и омонимичные им части речи

1

24

Слитное и раздельное написание предлогов.

1

25

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном 1
предложении.

26

Слитное написание союзов тоже, также, чтобы.

27

Самостоятельная работа «Правописание предлогов и 1

1

союзов»
28

Раздельное и дефисное написание частиц.

1

29

Морфологический разбор предлога, союза и частицы.

1

30

Различение частицы не и приставки не-.

31

Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ.

1

32

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

1

33

Итоговое тестирование

1

34

Заключительный урок.

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
«Открытая школа»
«Просвещение»
Российская электронная
школа (РЭШ)
«Фоксфорд»
«Школьная цифровая
платформа»
«Яндекс.школа»
«Lecta»
«Учи.ру»
«ЯКласс»
«Яндекс.Учебник»
«Skysmart»
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

Технические средства обучения.
№ Наименование оборудования
1 Компьютер
2 Проектор
3 Колонки
Словари.
«Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегов
Орфографический школьный словарь.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».