Россия - мои горизонты 5 класс

Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана для занятий с обучающимися 5
класса в соответствии с требованиями ФГОС.
Основными особенностями ребенка младшего школьного возраста являются
любознательность, познавательный интерес, открытость внешнему миру. Поэтому перед
начальной школой стоит увлекательная и сложная задача: определить роль и место
профориентационной работы. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой
жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с
ближнего окружения, т. е. с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети
наблюдают изо дня в день. Ознакомление с миром профессий, их социальной
значимостью и содержанием есть немаловажная составляющая системного знания.
Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» обеспечивает знакомство с
разнообразием профессий на уровне начального общего образования, обеспечивает
условия для исследования способностей обучающихся применительно к рассматриваемой
профессии, расширяет представления учащихся о социокультурных особенностях и
значении для общества профессий человека.
Цель программы – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью
и содержанием; развитие познавательных способностей учащихся на основе создания
максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи программы:
 познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
 развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности у младших
школьников;
 содействовать приобретению обучающимися желания овладеть какой-либо
профессией;
 формировать положительное отношение к труду и людям труда.
При этом средствами данной программы целенаправленно создаются условия для
развития у обучающихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы,
творческих способностей, формирования учебной деятельности.
В основе методики преподавания программы используются разнообразные методы
и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения за общественной жизнью, выполняют
практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные
творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги,
драматизация сказок. Для успешного решения задач важны экскурсии, взаимодействие и
сотрудничество с социумом, с родителями обучающихся, обеспечивающие
непосредственное взаимодействие ребенка с людьми разных профессий.
Формы проведения занятий:
 экскурсии
 беседа
 практическая работа
 наблюдение
 встреча с представителями профессии
 коллективные и индивидуальные исследования
 подготовка (обучение) к проекту, представление проекта
 самостоятельная работа
 защита исследовательских работ
 консультация
 круглый стол
 дискуссия
 выставка

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся
и рассчитана на проведение 1 часа в неделю (35 часов)
Планируемыерезультатыосвоениякурса
К важнейшимличностнымрезультатам
относятсяследующиеубежденияикачества:
— всферепатриотическоговоспитания:

осознание
российской
гражданской
идентичности
в
поликультурном
и
многоконфессиональномобществе,проявлениеинтересакпознаниюродного
языка,истории, культурыРоссийскойФедерации, своегокрая, народов России;

ценностноеотношениекдостижениямсвоейРодины—
России,кнауке,искусству, спорту,технологиям, боевым подвигамитрудовым
достижениямнарода;

уважение к символам России, государственным праздникам,
историческомуиприродному наследиюипамятникам, традициям разныхнародов,
проживающихвродной стране;
— всферегражданскоговоспитания:

уважениеправ, свобод и законныхинтересов другихлюдей;


активноеучастиевжизнисемьи,образовательнойорганизации,местногосообщества,
родногокрая,страны;
вдуховно-нравственнойсфере:

представлениеотрадиционныхдуховнонравственныхценностяхнародовРоссии;


ориентациянаморальныеценностиинормысовременногороссийскогообществав
ситуацияхнравственноговыбора;


готовностьоцениватьсвоеповедениеипоступки,атакжеповедениеипоступкидругих
людейспозициинравственныхиправовыхнормсучетомосознанияпоследствийпоступков;

активноенеприятиеасоциальныхпоступков;
— впониманииценностинаучногопознания:

осмысление значенияисториикак знанияоразвитии
человекаиобщества,осоциальном, культурноминравственномопыте
предшествующихпоколений;

овладениенавыкамипознанияиоценкисобытийпрошлогоспозиций историзма;

формирование исохранениеинтересак историикак
важнойсоставляющейсовременного общественногосознания;
— всфереэстетическоговоспитания:

представлениеопрофессиональном многообразии миратруда;

осознаниеважностикультурыкаквоплощенияценностейобществаисредства
коммуникации;
—вформированииценностногоотношениякжизнииздоровью:

осознаниеценностижизниинеобходимостиеесохранения(втомчисле—
наоснове примеров из истории);


представлениеобидеалахгармоничногофизическогоидуховногоразвитиячеловекав
историческихобществах(вантичном мире,эпохуВозрождения) ивсовременнуюэпоху;
— всферетрудовоговоспитания:



пониманиенаосновезнанияопрофессияхзначениятрудовойдеятельностилюдейкак
источникаразвитиячеловекаиобщества;

представлениеоразнообразиисуществовавшихвпрошломисовременныхпрофессий;
уважение ктрудуирезультатамтрудовойдеятельностичеловека;
— всфереэкологическоговоспитания:

осмыслениеисторическогоопытавзаимодействиялюдейсприроднойсредой;


осознаниеглобальногохарактераэкологическихпроблемсовременногомираинеобходимостизащ
иты окружающейсреды;

активноенеприятиедействий, приносящихвред окружающейсреде;

готовностьк участиювпрактическойдеятельностиэкологической направленности
—всфереадаптациикменяющимся условиям социальнойиприроднойсреды:

представленияобизмененияхприроднойисоциальнойсредывистории,обопыте
адаптациилюдейкновымжизненнымусловиям,означениисовместнойдеятельностидля
конструктивногоответанаприродныеи социальныевызовы
Метапредметныерезультатывыражаютсявследующихкачествахидействиях

владениебазовымилогическимидействиями:систематизироватьиобобщатьфакты(в
форметаблиц,схем);выявлятьхарактерныепризнакиразличныхявлений;раскрыватьпричинноследственныесвязисобытий;сравниватьсобытия,ситуации,выявляяобщие
чертыиразличия;формулироватьиобосновывать выводы;


владениебазовымиисследовательскимидействиями:определятьпознавательнуюзада
чу;намечатьпутьеерешенияиосуществлятьподбористорическогоматериала, объекта;
систематизировать и анализировать исторические факты,
соотноситьполученныйрезультатсимеющимсязнанием;определятьновизнуиобоснован
ностьполученногорезультата;представлятьрезультатысвоейдеятельностивразличных
формах(сообщение, эссе,презентация,реферат,учебныйпроекти др );

работасинформацией:осуществлятьанализучебнойивнеучебнойинформации(учебник,текстыисторическихисточников,научнопопулярнаялитература,интернет-ресурсыидр)—
извлекатьинформациюизисточника;различатьвидыисточников
историческойинформации;высказыватьсуждениеодостоверностиизначении
информацииисточника(покритериям,предложеннымучителемилисформулированным
самостоятельно)

общение:представлятьособенностивзаимодействиялюдейвразличныхобществахи
современноммире;участвоватьвобсуждениисобытийиразличныхточекзрения,
раскрыватьразличиеисходствовысказываемыхоценок;выражатьиаргументировать
своюточкузрениявустномвысказывании,письменномтексте;публичнопредставлять
результатывыполненногоисследования,проекта;осваиватьиприменятьправила
межкультурноговзаимодействиявшколеисоциальном окружении;

владениеприемамисамоорганизациисвоейучебнойиобщественнойработы(выявление
проблемы,требующейрешения;составлениепланадействийиопределениеспособарешения);

владениеприемамисамоконтроля—осуществлениесамоконтроля,рефлексиии
самооценкиполученныхрезультатов;способностьвноситькоррективывсвоюработус
учетомустановленныхошибок, возникшихтрудностей

выявлятьнапримерахисторическихситуацийрольэмоцийвотношенияхмежду людьми;

ставитьсебянаместодругогочеловека,пониматьмотивыдействийдругого(в жизненных
ситуацияхиокружающейдействительности);

регулироватьспособвыражениясвоихэмоцийсучетомпозицийимненийдругих

участниковобщения
Предметные результатывыражаютсяв следующих качествахидействиях:


владетьприёмамиисследовательскойдеятельности,навыкамипоисканеобходимойинформации;

использоватьполученныезнанияинавыкипоподготовкеипроведениюсоциально значимыхмероприятий.

владетьосновамиразработкисоциальныхпроектовиорганизацииколлективной
творческойдеятельности;

приобретениеопытаисследовательской деятельности; 

участвоватьвисследовательскихработах;

знать оспособахсамостоятельногопоиска, нахожденияиобработкиинформации;

иметьпредставлениеоправилахпроведенияисследования;

получениепервоначальногоопытасамореализации.

Содержание программы курса
Введение
1. Что такое профессия. Труд. Трудовая деятельность. Физический и интеллектуальный труд.
Профессиональная деятельность. Карьера
2. Многообразие профессий
Профессиональное становление. Личные профессиональные планы. Трудовая династия.
Рынок труда и профессий. Забытые и редкие профессии. Профессии будущего. Профессии родителей
и близких. Ранжированный список значимых профессий. Альманах «Атлас профессий будущего».
Пути выбора профессии. Квалификация, мастерство, качество профессиональной деятельности.
3. Изучаем себя и свои профессиональные ориентиры
Личностные приоритеты в выборе профессии. Привлекательность профессии для отдельных
людей. Ценностные ориентации при выборе профессии. Самооценка и уровень притязаний. Типы
темпераментов. Темперамент человека и его роль в выборе профессии. Классификация профессий по
Климову. Психологическая карта профессий. Человек-человек. Человек-техника. Человек-природа.
Человек- знаковая система. Человек -художественный образ. Тест по классификации Климова.
Оценка профессиональных типов по Голланду. Карты интересов А. Голомшток в модификации Г.
Резапкиной.
4. Правила выбора профессии.
Интересы и склонности в выборе профессии.(внутренние и внешние). Возможности и
способности.(общие, специальные). Спрос выбранной профессии в обществе. «Вечные», «сквозные».
«дефицитные», «перспективные». «свободные» профессии. «Секреты» выбора профессии («хочу»,
«могу», «надо») Правила подготовки к будущей профессии
Ошибки и затруднения при выборе профессии. Знакомство со схемой анализа профессий,
разработанной Н.С. Пряжниковым. Что такое профессиограмма? Виды и примеры профессиограмм.
Что такое СУЗы и ВУЗы. Трудовое право для несовершеннолетних.
5. Знакомимся с миром профессий
Требования к людям разных профессий. Плюсы, минусы и перспективы отдельных
профессиональных групп. Профессии сферы образования Медицинские профессии. Профессии
сферы обслуживания. Военные профессии. Деятельность правоохранительных органов.
6. Итоговое обобщение. Цели, задачи, структура, форма, содержание проекта «Моя будущая
профессия». Правила презентации проекта. Как добиться внимания аудитории.

Тематическое планирование

№

Тема занятия

Количес

Электронные

Деятельность учителя с учетом

тво

(цифровые)

рабочей программы воспитания

часов

образовательны

п/п

е ресурсы
1.

Что

такое

1
http://school-

профессия?

collection.edu.ru

проектировать
ситуации
и
события,
развивающие
эмоционально-ценностную сферу
обучающегося;
опираться на жизненный опыт
обучающихся
с
учетом
воспитательных
базовых
ценностей;
опираться на жизненный опыт
обучающихся,
приводя
действенные примеры, образы,
метафоры – из близких им книг,
фильмов,
мультиков,
компьютерных игр;
развивать

у

познавательную

обучающихся
активность,

самостоятельность, инициативу,
творческие способности.
2.

Кем я хочу стать
Мои
личные
профессиональные
планы.

1

http://school-

реализовывать

воспитательные

collection.edu.ru

возможности в различных видах
деятельности, обучающихся со

3.

Профессии
моего
города. Что такое
трудовая династия

1

http://school-

словесной

collection.edu.ru

побуждать

(знаковой)

основой;

обучающихся

соблюдать общепринятые нормы
поведения, правила общения со
старшими

(учителями)

и

сверстниками (обучающимися);
организовывать
обучающихся

работу
с

социально

значимой информацией по поводу
4

5.

6.

7.

Забытые и редкие
профессии
Профессия
будущего.
Реальность
или
фантастика
Самая
важная
профессия в мире
Профессии
будущего.
профессий

Атлас

получаемой на уроке социально
1

http://schoolcollection.edu.ru

1

http://schoolcollection.edu.ru

значимой

информации

–

обсуждать, высказывать мнение;
проектировать

ситуации

события,

и

развивающие

эмоционально-ценностную сферу
1

http://schoolcollection.edu.ru

1

http://schoolcollection.edu.ru

обучающегося;
опираться на жизненный опыт
обучающихся

с

учетом

воспитательных

базовых

ценностей;
8.

Исследование
«Необычная
творческая
профессия»

опираться на жизненный опыт
1

http://schoolcollection.edu.ru

обучающихся,

приводя

действенные примеры, образы,
метафоры – из близких им книг,
фильмов,

мультиков,

компьютерных игр;
развивать

у

обучающихся

познавательную

активность,

самостоятельность,

инициативу,

творческие способности.
9.

Ценностные
ориентации
при
выборе профессии

1

http://schoolcollection.edu.ru

применять интерактивные формы
работы

с

обучающимися:

интеллектуальные
10.

Темперамент
человека и его роль
в выборе профессии

игры,

стимулирующие познавательную
1

http://schoolcollection.edu.ru

мотивацию обучающихся;

11.

Человек-человек

1

http://schoolcollection.edu.ru

привлечь внимание обучающихся
гуманитарным

проблемам

общества;
12.

Человек-техника

1

http://schoolcollection.edu.ru

13

14.

Человек-природа

Человек-знаковая
система

1

1

http://school-

воспитывать

у

чувство уважения к жизни других
людей и жизни вообще;

collection.edu.ru

использовать

воспитательные

http://school-

возможности

содержания

collection.edu.ru

учебного предмета через подбор
соответствующих

15.

Человекхудожественный
образ

чтения,
1

обучающихся

http://schoolcollection.edu.ru

задач

проблемных

текстов
для

для

решения,

ситуаций

для

обсуждения в классе;
помочь обучающимся взглянуть
на

учебный

материал

сквозь

призму человеческой ценности.
16.

Отвечаем
на
вопросник Климова

1

http://schoolcollection.edu.ru

17.

18

19.

Оценка
профессиональных
типов по Голлланду

Карта интересов А.
Голомштоки
и
модификации
Г.
Резапкиной

Интересы
и
склонности
в
выборе профессии

1

http://schoolcollection.edu.ru

1

http://schoolcollection.edu.ru

1

http://schoolcollection.edu.ru

реализовывать

воспитательные

возможности в различных видах

20.

21.

«Секреты»
профессии

выбора

1

http://schoolcollection.edu.ru

Как готовить себя к
будущей профессии

деятельности, обучающихся со
словесной

(знаковой)

побуждать
1

23.

24.

25.

26.

2526.
2728.
2930.
31

Ошибки
и
затруднения
в
выборе профессии
Знакомство
со
схемой
анализа
профессий
Что
такое
профессиограмма?
В каких учебных
заведениях можно
учиться?
Трудовое право для
несовершеннолетни
х

1

соблюдать общепринятые нормы

collection.edu.ru

поведения, правила общения со

http://schoolcollection.edu.ru

1

http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru

1

1

33.

2

обучающихся

работу
с

социально

значимой информацией по поводу
информации

–

обсуждать,

высказывать мнение.

http://school-

http://schoolcollection.edu.ru
http://schoolcollection.edu.ru

2

http://schoolcollection.edu.ru

1

http://school-

1

http://schoolcollection.edu.ru

Интеллект
карта
«Мир современных
профессий

организовывать

collection.edu.ru

Медицинские
профессии

добиться

сверстниками (обучающимися);

collection.edu.ru

2

Как
успеха?

и

http://school-

collection.edu.ru
32.

(учителями)

получаемой социально значимой
1

Профессии системы
образования

Профессии
правоохранительны
х органов
Военные профессии

обучающихся

http://school-

старшими
22.

основой;

1

http://schoolcollection.edu.ru

проектировать
ситуации
и
события,
развивающие
эмоционально-ценностную сферу
обучающегося;
опираться на жизненный опыт
обучающихся
с
учетом
воспитательных
базовых
ценностей;
опираться на жизненный опыт
обучающихся,
приводя
действенные примеры, образы,
метафоры – из близких им книг,
фильмов,
мультиков,
компьютерных игр;
развивать

у

познавательную

обучающихся
активность,

самостоятельность, инициативу,
творческие способности.

34

Проект
будущая
профессия»

«Моя

1

http://school-

организовывать для обучающихся

collection.edu.ru

ситуаций контроля и оценки (как
учебных достижений отметками,
так и моральных, нравственных,

гражданских поступков.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».