скора помощь

Содержание.
1.Пояснительная записка.
2. План работы со слабоуспевающими учащимися на 2023-2024 учебный год.
3. Тематическое планирование.
4. Результаты диагностики учащихся 2 класса.
5. Список слабоуспевающих и неуспевающих учащихся, имеющих проблемы в изучении учебных
предметов.
6. План индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися.

1. Пояснительная записка.
Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам нашей школы, - это
работа со слабоуспевающими учащимися.Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые
имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень
памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество
таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не
перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими
учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять
Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их
родителями.
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику
ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий
энергию для преодоления трудностей. Даже разовое переживание успеха может коренным
образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать
учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему
ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом. Ученик
может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:










пропуски занятий по болезни;
слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
задержка психического развития. Часто дети с диагнозом, обучаются в общеобразовательных
классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести
ребенка в специализированный класс или школу;
педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и
навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие
навыков самостоятельности в работе и др.;
неблагополучная семья;
проблема «улицы»;
прогулы;
Цель программы
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по предметам;
- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.
Задачи программы:
- создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
- пробуждение природной любознательности;
- создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к
слабому ученику
- вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.

Программа направлена на удовлетворение потребностей:
Учащихся:
·Получение знаний по предмету.
·Выбор форм получения знаний.
Родителей:
В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
В стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций в школе.
Школы:
Решение социально-педагогических и психологических проблем детей.
Педагогические технологии, используемые при работе:
- индивидуализация образовательного процесса;

- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
- диалоговая форма обучения;
- игровые формы;
- памятки, карточки, творческие задания.
Формы контроля:
- устные и письменные опросы;
- самостоятельные и проверочные работы;
- предметные тесты;
- собеседования;
- контрольные работы.
Принципы построения- приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка.
Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и
возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути
развития.
Планирование различных видов дифференцируемой помощи:
1. Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
2. Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)
3. Запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.
4. Указание алгоритма решения или выполнения.
5 Указание аналогичной задачи, решенной раньше.
6. Объяснение хода выполнения подобного задания.
7.Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
8. Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.
9. Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения
задания.
10. Выдача ответа или результата выполнения задания.
11. Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
12. Постановка наводящих вопросов.
13. Указание правил, на основании которых выполняется задание.
14. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении
задания.
15. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.
Виды помощи в учении:
• Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
• Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
• Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень
понимания ими учебного материала.
• Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и
обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
Профилактика неуспеваемости.
Контроль подготовленности учащихся.
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся
наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые
учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и
концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками,
пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения
основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания.
Изложение нового материала.

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов
излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в
усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний.
Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать
материал.
Самостоятельная работа учащихся на уроке.
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и
трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в
определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной
работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах.
Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю
при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе,
всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в
должном темпе, и осуществлять контроль.
Организация самостоятельной работы вне класса.
Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание
на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения.
Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко
инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих
инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса,
исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.
Прогнозируемый результат:
1.Усвоение учащимися программного материала по предметам в полном объеме.
2.Улучшение качества обученности учащихся данной группы.
Индивидуальная работа на уроке
1. Специальные задания для индивидуальной работы в классе.
2. Работа во временных микро группах по однородным пробелам.
3. Наряду с письменными домашними заданиями ученику давать теоретический вопрос, ответ на
который он даст на следующем уроке.
4. Облегченные контрольные работы, с постепенным нарастанием сложности до среднего уровня
5. Использование метода обучения слабоуспевающих учеников
6. Использование карточек- подсказок, тренажеров.
7. Привлечение сильных учеников (в качестве консультантов).
Индивидуальная работа во внеурочное время
1. Дополнительная работа по индивидуальным карточкам.
2. В каждом домашнем задании – задания на повторение.
3. Четкий инструктаж по выполнению домашнего задания.
4. Инструктирование родителей о систематическом выполнении индивидуальных заданий –
тренажеров (5– 10 минут в день).
Требования к работе со слабоуспевающими учащимися
1. Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету
2. Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.
3. Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками на уроке и вне
его.
4. Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по каждому предмету.
5. Учитель должен предвидеть возможные затруднения по каждому предмету и обучать способам
их преодоления.

Трудности и причины их возникновения в обучении младшего школьника:
№
п/п
1.

2.

3.
4.

Трудность
Невозможность правильного воспроизведения
графического образца буквы, цифры (по
высоте, наклону).
Пропуск букв и слогов.
Трудность написания букв. Замена букв,
слогов («он» на «но», «кот» на «ток»)
Трудности при решении математических задач

5.

Затруднения при предсказывании текста,
неумение выделить главную мысль текста.

6.

Трудности в усвоении новых знаний

7.

Трудность в самостоятельном выполнении
заданий

8.

Плохое знание таблиц сложения (умножения)

9.

Невнимательность, рассеянность

2.

Причина
несовершенство в развитии
микромоторики руки;
низкий уровень развития
фонематического слуха, слабая
концентрация внимания
несформированность пространственных
представлений
слабо развито логическое мышление,
низкий уровень развития образного
мышления
слабое развитие логического
запоминания, низкий уровень речевого и
образного мышления
низкая степень восприятия и
произвольности
низкий уровень развития произвольности,
заниженная самооценка,
несформированность самоконтроля
низкий уровень развития механической
памяти
низкий уровень развития произвольности,
низкий уровень устойчивости и
концентрации внимания

План работы со слабоуспевающими учащимися на 2023– 2024 учебный год

Мероприятия
1.Диагностика. Проведение контрольного среза знаний
учащихся 2 класса.
Цель: определение фактического уровня знаний детей,
выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют
ликвидацию.
2.Установление причин отставания слабых учащихся через
беседы со школьными специалистами, встречи с родителями,
беседа с самим учеником.
3.Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленных в ходе
проверочных работ.
4.Используя дифференцированный подход при организации
самостоятельной работы на уроке, включать посильные
индивидуальные задания слабому ученику.
5.Использовать на уроках различные виды опроса (устный,
письменный, индивидуальный и др.) для объективности
результата.
6.Поставить в известность родителей ученика о низкой
успеваемости.
7.Вести обязательный тематический учет знаний

Срок
Сентябрь

Сентябрь
В течение учебного года
В течение учебного года
В течение учебного года
В течение учебного года
В течение учебного года

слабоуспевающих учащихся класса.
8.Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для
слабоуспевающих.
9.Учить детей навыкам самостоятельной работы.

В течение учебного года
В течение учебного года

3. Тематическое планирование
№ п/п
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Дата

Тема
Русский язык. Звуки и буквы. Гласные и
согласные. Согласные звуки твердые и мягкие,
звонкие и глухие
Математика. Сложение и вычитание чисел в
пределах 20
Русский язык Ударение. Деление на слоги.
Правила переноса слов
Математика. Решение задач
Русский язык. Письмо под диктовку
Математика. Сложение и вычитание
Русский язык. Безударная гласная в корне слова
Математика. Сложение и вычитание однозначных
чисел
Русский язык Учимся писать безударную гласную
в корне слова
Математика. Решение задач
Русский язык .Учимся писать безударную
гласную в корне слова. Письмо под диктовку
Математика. Умножение и деление
Русский язык. Учимся писать буквы согласных в
корне слова
Математика. Решение задач
Русский язык. Непроизносимые согласные в корне
слова
Математика. Умножение и деление
Русский язык. Разделительный твердый и мягкий
знаки
Математика. Сложение и вычитание двухзначных
чисел
Русский язык. Учимся писать суффиксы
Математика. Умножение и деление
Русский язык. Учимся писать слова с
непроизносимыми согласными в корне
Математика. Умножение и деление
Русский язык. Учимся писать буквы гласных и
согласных в корне слова
Математика. Периметр
Русский язык. Учимся писать корни слов
Математика. Умножение и деление
Русский язык. Приставки
Математика. Умножение и деление
Русский язык. Учимся различать предлоги и

Кол-во
часов
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

приставки
Математика. Умножение и деление
Русский язык. Повторяем состав слова
Математика. Решение задач на увеличение и
уменьшение в несколько раз
Чему я научился за год.

30
31
32
33

1
1
1
1

4. Результаты диагностики учащихся 2 класса.
Сильные дети -

Средние дети-

Слабые дети -

5. Список слабоуспевающих и неуспевающих учащихся имеющих проблемы в
изучении учебных предметов.
Эти дети требуют особенного подхода к организации учебного процесса. Они в силу
особенностей своего развития нуждаются в особой поддержке со стороны учителя, и при
отсутствии должного внимания у них возникают серьезные трудности в обучении. Таким образом,
эти дети без специально продуманной поддержки могут перейти в разряд неуспевающих. На
индивидуальных занятиях работают под руководством учителя, который направляет их работу,
уточняет формулировки, помогает понять условия заданий, осуществляет контроль правильности
выполнения.

№

Ф.И.
обучающегося

Краткое описание проблемы

1

Хисматулин Егор

2

Личагина Лида

3

Нижевич Матвей

Соц.причина –татарин(владеет русским языком не в полном
объеме).
Психологические
причины
–
медленность
понимания,
недостаточный уровень развития речи, несформированность
познавательных интересов.
Низкая мотивация (невыполнение домашнего задания), слабый
контроль родителей.
Педагогическая запущенность.Гиперактивность и дефицит
внимания. Отсутствие интереса и низкая мотивация (мало читает,
поверхностные знания). Слабый контроль родителей.
Нежелание учиться.
Педагогическая запущенность.Педагогическая запущенность.
Слишком много развлечений (TV,мобильный телефон), неумение
организовывать свою деятельность (планировать время,
невнимательность, несамостоятельность).
Отсутствие интереса и низкая мотивация (мало читает,
поверхностные знания). Слабый контроль родителей.
Нежелание учиться.

4

Завалин Иван

5

Гриднева Арина

Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.Нежелание
учиться.
Отсутствие
интереса
и
низкая
мотивация.
Систематическое невыполнение домашнего задания и работы на
уроке.
Физиологическая причина – частые пропуски по болезни и
прогулы.
Психологические
причины
–
медленность
понимания,
недостаточный уровень развития речи, несформированность
познавательных интересов, задержка речевого развития, задержка
психического развития.
Гиперактивность и дефицит внимания.
Педагогическая запущенность. Нежелание учиться.

В моем отчете представлены основные моменты, формы работы со слабоуспевающими
учащимися, но в нее включаются и дети с более высоким уровнем подготовки. Поэтому стараюсь
найти индивидуальный и дифференцированный подход к ребятам. По мере обучаемости детей,
дидактические, тренинговые карточки на уроках математики и русского языка раздаются с учетом
индивидуальных возможностей. Отстающие ребята, чаще всего, неохотно выполняют
самостоятельные задания. Поэтому подбираю и контрольные и самостоятельные работы по
уровню сложности.
Каждому педагогу хочется, чтобы ребенок хорошо учился. Для этого необходимо
придерживаться четырех важных правил:
1. Заинтересованность в процессе обучения;
2. Психологический комфорт, доброжелательная атмосфера в классе;
3. Включение в учебную работу всех учеников, активизация инициативы детей;
4. Творческий подход, мастерство учителей, работающих с детьми.
В заключение хочу сказать, что неуспеваемость учащихся, независимо от причины, по
которой ученик является отстающим, помочь ему необходимо, прежде всего, на уроке.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».