умники умницы

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Управление образования администрации города Березники
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14
МАОУ СОШ № 14

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

ШМО

Зам.директора по УР

Директор МАОУ СОШ № 14

________________________ ________________________ ________________________
Евдокимова И.А.
Элиашвилли Н.Г.
Шуховцева Е.В.
Протокол № 1 от «30»
Протокол № 14 от «30»
Приказ № 269 от «01» сентября
августа 2023 г.
августа 2023 г.
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
для обучающихся 1-4 классов

Березники 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу развития познавательных способностей «Умники и
умницы» составлена на основе с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования. Для организации учебноисследовательской деятельности обучающихся, развития логического мышления и
навыков исследовательского труда компоненте внеурочной деятельности 1-4 классов
прогимназии на проведение курса выделен час. В основу рабочей программы легли
авторская программа Холодовой О. А. «Юным умникам и умницам».
Курс развития познавательных способностей «Умники и умницы» представляет систему
интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 10 лет.
Курс включает 136 занятий: 1 занятие в неделю, по 34 занятия за учебный год.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе
системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:


развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной
деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение
выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;



развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти,
внимания, зрительного восприятия, воображения;



развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно
излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения,
аргументировано доказывать свою точку зрения;



формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать
нестандартные задачи;



развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной
деятельности учащихся;



формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и
взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение
других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;



формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе
изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие
познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение какихто конкретных знаний и умений.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным
стандартом начального общего образования. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на
достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения
учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры
и воспитательные результаты.
3. Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку
в достижении планируемых результатов.
4. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения программы курса, воспитательного результата положены методики,
предложенные Холодовой О.А.
5. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности
учащихся по каждой теме.
Содержание учебного курса
Программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих
способностей младших школьников, для школьников, для обучения решению различных
задач творческого и поискового характера, подготовки их к участию в интеллектуальных
играх, а также позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем
мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования
подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.
Актуальность данной программы предназначена для развития интеллектуальных
способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической
грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением
коллективных форм организации занятий и использованием коллективных форм
организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на
занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное
"открытие", знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными
навыками исследовательской деятельности позволяет обучающимся реализовать свои
возможности, приобрести уверенность в своих силах.
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в
занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся можно
подобрать задачи, которые они могут решать успешно). На этих занятиях не ставятся
отметки, хотя оценивание (устное), конечно, осуществляется. К тому же ребенок на этих
занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный
фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это
позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной
благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Данный систематический курс создает условия для развития у детей познавательных
интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него
чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий
по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и
самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и
необоснованное беспокойство. В результате этих занятий ребята достигают значительных
успехов в своем развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной
работе, что приводит к успехам. Все это означает, что у кого-то возникает интерес к
учебе, а у кого-то закрепляется.
Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества,
разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и
самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и
жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и
поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в
обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,
представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка
происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки.
Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся,
исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к
данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из
системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и
развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания
задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что
привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых
задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать,
принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного
вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание
собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при
решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка
решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у
всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты
мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет
отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение
самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и
старательностью,
Для проведения занятий разработан учебно-методический комплект, состоящий из
следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе в каждом классе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных
вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.

В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на
развитие познавательных процессов у младших школьников с целью
усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать,
сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения;
проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради
включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие
познавательных процессов у младших школьников. В процессе выполнения каждого
задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз
акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно
разбить на несколько групп:


задания на развитие внимания;



задания на развитие памяти;



задания на совершенствование воображения;



задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных
на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости,
переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно
важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного
пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая
двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и
зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и
применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий
учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и
определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового
запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность,
закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания
геометрического характера;


дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не
изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;



выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;



вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая
карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);



выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;



выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления
замаскированного рисунка;



деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из
нескольких частей, выбираемых из множества данных;



складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны
буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет
речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления.
С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном
детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить
доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил
логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные
объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между
понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные
на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое
выполнение задания).
Основные принципы распределения материала:


системность: задания располагаются в определенном порядке;



принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;



принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;



увеличение объема материала;



наращивание темпа выполнения заданий;



смена разных видов деятельности.

Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего
развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в
зону актуального развития.

Планируемые результаты освоения конкретного учебного курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:


Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).



В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:


Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.



Проговаривать последовательность действий .



Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией рабочей тетради.



Учиться работать по предложенному учителем плану.



Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.



Учиться совместно с учителем и другими
учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:


Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя.



Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).



Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.



Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в
результате совместной работы всего класса.



Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры.



Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять
математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);



Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:


Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной
речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).



Слушать и понимать речь других.



Читать и пересказывать текст.



Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать
им.



Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих
умений.


описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;



выделять существенные признаки предметов;



сравнивать между собой предметы, явления;



обобщать, делать несложные выводы;



классифицировать явления, предметы;



определять последовательность событий;



судить о противоположных явлениях;



давать определения тем или иным понятиям;



определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;



выявлять функциональные отношения между понятиями;



выявлять закономерности и проводить аналогии.



В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат
возможность формирования
Личностных результатов:


определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для
всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);



в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке
других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на
этические нормы.

Метапредметных результатов:
Регулятивные УДД:


определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;



проговаривать последовательность действий;



учиться высказывать свое предположение (версию);



учиться работать по предложенному педагогом плану;



учиться отличать верно выполненное задание от неверного;



учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей.

Познавательные УДД:


ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с
помощью педагога;



учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную
литературу;



учиться овладевать измерительными инструментами.

Коммуникативные УДД:


учиться выражать свои мысли;



учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;



овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной
задачи.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:


сравнивать предметы по заданному свойству;



определять целое и часть;



устанавливать общие признаки;



находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;



определять последовательность действий;



находить истинные и ложные высказывания;



наделять предметы новыми свойствами;



переносить свойства с одних предметов на другие.



волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения.



Слова – выражения приветствия, прощания.



Понятие слово. Толковый словарь.



Однозначные и многозначные слова

В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат
возможность формирования
Личностных результатов:


учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;



учиться выражать свои мысли, аргументировать;



овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.

Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются
формирование следующих УУД.
Регулятивные УУД:


учиться отличать факты от домыслов;



овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности.



формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной
задачей.

Познавательные УУД:


овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным
понятиям;



перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые
выражения, геометрические фигуры;



находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей
(предметных рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:


учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);



развивать доброжелательность и отзывчивость;



развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.

Предметными результатами являются формирование следующих умений:


применять правила сравнения;



задавать вопросы;



находить закономерность в числах, фигурах и словах;



строить причинно-следственные цепочки;



упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;



находить ошибки в построении определений;



делать умозаключения;



распознавать виды текстов;



редактировать тексты;



работать со словарями;



писать творческие изложения с языковым разбором;

выделять фразеологизмы
В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат
возможность формирования
Личностных результатов:


уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;



сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.

Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование
следующих УДД:
Регулятивные УДД:



формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;



формировать умение планировать и контролировать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей;



осваивать начальные формы рефлексии.

Познавательные УДД:


овладевать современными средствами массовой информации: сбор,
преобразование, сохранение информации;



соблюдать нормы этики и этикета;



овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по
родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УДД:


учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);



учиться аргументировать, доказывать;



учиться вести дискуссию.

Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование
следующих умений:


выделять свойства предметов;



обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;



сопоставлять части и целое для предметов и действий;



описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;



приводить примеры истинных и ложных высказываний;



приводить примеры отрицаний;



проводить аналогию между разными предметами;



выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и
аргументируя свой ответ;



рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.

В результате изучения курса в четвертом классе обучающиеся получат возможность
формирования
Личностных результатов:


развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной
деятельности;



формировать личностный смысл учения;



формировать целостный взгляд на окружающий мир.

Метапредметных результатов.

Регулятивные УДД:


осваивать способы решения проблем поискового характера;



определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;



осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;



познавательные УУД;



осознанно строить речевое высказывание;



овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение
рассуждения;



учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации
информации в соответствии с задачами.

Коммуникативные УДД:


учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;



формировать мотивацию к работе на результат;



учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или
компромисса.

Предметными результатами изучения курса в четвертом классе являются формирование
следующих умений:


определять виды отношений между понятиями;



решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;



находить закономерность в окружающем мире и русском языке;



устанавливать ситуативную связь между понятиями;



рассуждать и делать выводы в рассуждениях;



решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».

Учебно – тематический план на 1класс
№

Тема занятия

Форма
проведения
занятия

Час ЦОР/ЭОР Примечания
ы

1

Выявление
уровня
развития
внимания,

викторины,
игры,

1

Внимательно слушать и понимать
задание. Наблюдать. Действовать по
инструкции. Ориентироваться на
плоскости листа.

Дата

23

восприятия,
воображения,
памяти и
мышления.
Развитие
концентрации
внимания

математическ
ий КВН,
проектная
деятельность

2

Узнавать предмет по заданным
признакам.
Сравнивать геометрические фигуры.
Задание: «Чем отличаются линейка
и треугольник?

4

Тренировка
внимания

викторины,
игры

1

Тренировать слуховую память.
Сравнивать, находить общие и
отличительные признаки предметов,
цифр, букв.
Классификация. Задание: «Выдели
несколько групп».

5

Тренировка
слуховой
памяти

1

Учимся давать определения
понятиям. Развивать мыслительные
операции анализа и синтеза.

6

Тренировка
зрительной
памяти

математическ
ий КВН,
проектная
деятельность
викторины,
игры

1

Называть предметы по описанию.
Демонстрировать способность
переключать, распределять
внимание.

интеллектуал
ьнопознавательн
ые квесты
математическ
ий КВН,
проектная
деятельность

1

Называть предметы по описанию.
Различать предметы по форме

1

Выделять закономерности,
завершать схемы. Сравнивать
предметы.

викторины,
игры

2

Демонстрировать способность
переключать, распределять
внимание

математическ
ий КВН,
проектная
деятельность

1

Демонстрировать целенаправленное,
осмысленное наблюдение.

7

8

910

11

Развитие
аналитических
способностей
Развитие
логического
мышления.
Совершенство
вание
мыслительных
операций.
Развитие
концентрации
внимания.
Развитие
мышления.
Тренировка
внимания.
Развитие
мышления.
Развитие
слуховой
памяти.
Развитие
мышления.

12

13

14

15

16

17

18

19

Тренировка
зрительной
памяти.
Развитие
мышления.
Тренировка
внимания.
Развитие
аналитических
способностей.
Совершенство
вание
мыслительных
операций.
Совершенство
вание
воображения.
Задания по
перекладывани
ю спичек.
рисуем по
образцу.
Развитие
логического
мышления.
Совершенство
вание
логических
операций.
Развитие
концентрации
внимания.
Тренировка
внимания.

викторины,
игры

1

Определять на глаз размеры
предмета. Демонстрировать чувство
времени, веса, расположенности в
пространстве.

интеллектуал
ьнопознавательн
ые квесты

1

Демонстрировать чувство времени,
веса, расположенности в
пространстве.

математическ
ий КВН,
проектная
деятельность

1

Называть предметы по описанию.
Описывать то, что было обнаружено
с помощью органов чувств.

викторины,
игры

1

Различать главное и существенное
на основе развивающих заданий и
упражнений, сравнивать предметы.

викторины,
игры

1

Учимся давать определения
понятиям.
Решать логические задачи,
составлять и преобразовывать
предметы

1

Точно выполнять действия под
диктовку. Сравнивать,
устанавливать закономерности

Тренировка
математическ
внимания.
ий КВН,
Развитие
проектная
мышления.
деятельность
Тренировка сл математическ
уховой
ий КВН,
памяти.
проектная
Развитие
деятельность
мышления.
Тренировка
математическ
зрительной
ий КВН,
памяти.
проектная
Развитие
деятельность
мышления.
Тренировка
внимания.

Делать умозаключения из двух
суждений. Называть
последовательность простых
действий.
1

Решать задачи, раскодировать слова,
отгадывать и составлять ребусы.

20

21

22

23

24

25

26

27

Развитие
аналитических
способностей.
Совершенство
вание
мыслительных
операций.
Совершенство
вание
воображения.
Задания по
перекладывани
ю спичек.
Рисуем по
образцу.
Развитие
логического
мышления.
Совершенство
вание
мыслительных
операций
Развитие
концентрации
внимания.
Развитие
мышления.
Тренировка
внимания.
Развитие
мышления.
Тренировка сл
уховой
памяти.
Развитие
мышления.
Тренировка
зрительной
памяти.
Развитие
мышления.
Тренировка
внимания.
Развитие
аналитических
способностей.
Совершенство
вание
мыслительных
операций.

интеллектуал
ьнопознавательн
ые квесты

1

Составлять загадки, небольшие
рассказы, сочинять сказки

викторины,
игры

1

Составлять небольшие рассказы,
сочинять сказки.

математическ
ий КВН,
проектная
деятельность

1

Решать задачи, раскодировать слова.

викторины,
игры

1

Подбирать фразеологизмы.

математическ
ий КВН,
проектная
деятельность
викторины,
игры

1

Объяснять смысл крылатых
метафорических выражений

1

Называть противоположные по
смыслу слова, решать задачи на
смекалку.

викторины,
игры

1

Решать арифметические ребусы и
числовые головоломки.

интеллектуал
ьнопознавательн
ые квесты

1

Отгадывать и составлять ребусы, по
значениям разных признаков.

Совершенство математическ
вание
ий КВН,
воображения.
проектная
Задания по
деятельность
перекладывани
ю спичек.
Рисуем по
образцу.
викторины,
Развитие
игры
логического
мышления.
Совершенство
вание
мыслительных
операций
Развитие
математическ
концентрации ий КВН,
внимания.
проектная
Развитие
деятельность
мышления.
Тренировка
викторины,
внимания.
игры
Развитие
мышления.
Тренировка сл
уховой
памяти.
Развитие
мышления.

1

Находить число пар, один элемент
которых принадлежит одному
множеству, а другой -второму
множеству.

1

Заполнять магические квадраты

1

Объяснять решение задач по
перекладыванию спичек с заданным
условием и решением.

1

Развивать знания и кругозор
ребенка.
Решать арифметические ребусы и
числовые головоломки.

32

Развитие
аналитических
способностей.
Развитие
логического
мышления.
Совершенство
вание
мыслительных
операций

интеллектуал
ьнопознавательн
ые квесты

1

Проходить числовые лабиринты,
содержащие двое- трое ворот.
Находить закономерности в
расположении фигур по значению
двух признаков, решать задачи.

33

Выявление
уровня
развития
внимания,
восприятия
воображения,
памяти и
мышления на
конец
учебного года.

викторины,
игры

1

Понимать и запоминать учебную
задачу.

28

29

30

31

Применять полученные знания и
умения.
Действовать по инструкции.
Объяснять и обосновывать выбор
своего действия.

Ориентироваться на плоскости
листа.

34

Выявление
уровня
развития
внимания,
восприятия
воображения,
памяти и
мышления на
конец
учебного года.

математическ
ий КВН,
проектная
деятельность

1

Контролировать результат своей
деятельности (обнаруживать и
устранять ошибки).
Понимать и запоминать учебную
задачу.
Применять полученные знания и
умения.
Действовать по инструкции.
Объяснять и обосновывать выбор
своего действия.
Ориентироваться на плоскости
листа.
Контролировать результат своей
деятельности (обнаруживать и
устранять ошибки).

2 класс

№

тема

Формы
работы

Час ЦОР/ЭОР Примечания
ы

1

Выявление
уровня
развития
внимания,
восприятия,
воображения,
памяти и
мышления.
Развитие
концентрации
внимания.
Совершенство
вание
мыслительных
операций.
Развитие
аналитических
способностей
и способности
рассуждать
Тренировка
внимания.
Совершенство

викторины,
игры

1

Внимательно слушать и понимать
задание. Наблюдать. Действовать по
инструкции.

математическ
ий КВН,
проектная
деятельность

1

Развивать главное и существенное
на основе развивающих заданий и
упражнений.

викторины,
игры

1

Выделять закономерности,
завершать схемы

2

3

Дата

4

5

вания
мыслительных
операций.
Развитие
аналитических
способностей
и способности
рассуждать
Тренировка
слуховой
памяти.
Развитие
аналитических
способностей
и способности
рассуждать
Тренировка
зрительной
памяти.
Развитие
аналитических
способностей
и способности
рассуждать

6

7

8

Развитие
логического
мышления. Ра
звитие
аналитических
способностей
и способности
рассуждать
Совершенство
вание
воображения.
Развитие
нагляднообразного
мышления.
Ребусы.
Задания по
перекладывани
ю спичек.
Развитие
быстроты
реакции.
Совершенство
вание
мыслительных
операций.

интеллектуал
ьнопознавательн
ые квесты

1

Анализировать ситуацию,
устанавливать причинноследственные связи.

викторины,
игры

1

Описывать то, что было обнаружено
с помощью органов чувств.

интеллектуал
ьнопознавательн
ые квесты

1

Называть предметы по описанию

математическ
ий КВН,
проектная

1

Действовать по инструкции,
объяснять и обосновывать выбор
своего действия.

1

Демонстрировать способность
переключать, распределять
внимание.

деятельность

викторины,
игры

9

10

11

12

13

Развитие
аналитических
способностей
и способности
рассуждать
Развитие
концентрации
внимания.
Совершенство
вание
мыслительных
операций.
Развитие
аналитических
способностей
и способности
рассуждать
Тренировка
внимания.
Совершенство
вания
мыслительных
операций.
Развитие
аналитических
способностей
и способности
рассуждать
Тренировка
слуховой
памяти.
Развитие
аналитических
способностей
и способности
рассуждать
Тренировка
зрительной
памяти.
Развитие
аналитических
способностей
и способности
рассуждать
Развитие
логического
мышления.
Обучение
поиску
закономерност
ей Развитие

викторины,
игры

1

Делать умозаключение из двух
суждений, сравнивать,
устанавливать закономерности,
называть последовательность
простых действий.

интеллектуал
ьнопознавательн
ые квесты

1

Объяснять значение слов и
выражений. Различать предметы, по
цвету, форме, размеру.

викторины,
игры

1

Объяснять значение слов и
выражений. Различать предметы, по
цвету, форме, размеру.

математическ
ий КВН,
проектная

1

Различать предметы по цвету,
форме, размеру.

1

Демонстрировать целенаправленное,
осмысленное наблюдение.

деятельность

интеллектуал
ьнопознавательн
ые квесты

14

15

16

17

18

аналитических
способностей
и способности
рассуждать
Совершенство
вание
воображения.
Развитие
нагляднообразного
мышления.
Ребусы.
Задания по
перекладывани
ю спичек.
Развитие
быстроты
реакции.
Совершенство
вание
мыслительных
операций.
Развитие
аналитических
способностей
и способности
рассуждать
Развитие
концентрации
внимания.
Совершенство
вание
мыслительных
операций.
Развитие
аналитических
способностей
и способности
рассуждать
Тренировка
внимания.
Совершенство
вания
мыслительных
операций.
Развитие
аналитических
способностей
и способности
рассуждать
Тренировка
слуховой

математическ
ий КВН,
проектная

1

Демонстрировать целенаправленное,
осмысленное наблюдение.

деятельность

викторины,
игры

1

Слушай и считай

викторины,
игры

1

Решать задачи, раскодировать слова.

математическ
ий КВН,
проектная

1

Находить закономерности

1

Решать задачи на смекалку.

деятельность

викторины,
игры

памяти.
Совершенство
вания
мыслительных
операций.
Развитие
аналитических
способностей
и способности
рассуждать
19

20

21

22

Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенство
вания
мыслительных
операций.
Развитие
аналитических
способностей
и способности
рассуждать
Развитие
логического
мышления.
Обучение
поиску
закономерност
ей Развитие
аналитических
способностей
и способности
рассуждать
Совершенство
вание
воображения.
Развитие
нагляднообразного
мышления.
Ребусы.
Задания по
перекладывани
ю спичек.
Развитие
быстроты
реакции.
Совершенство
вание
мыслительных
операций.

викторины,
игры

1

интеллектуал
ьнопознавательн
ые квесты

1

Решать арифметические ребусы и
числовые головоломки.

Развивать внимание, восприятие,
навык счета.

математическ
ий КВН,
проектная

1

Находить закономерность

1

Развитие абстрактного мышления.

деятельность

математическ
ий КВН,
проектная
деятельность

23

24

25

26

27

Развитие
аналитических
способностей
и способности
рассуждать
Развитие
концентрации
внимания.
Совершенство
вание
мыслительных
операций.
Развитие
аналитических
способностей
и способности
рассуждать
Тренировка
внимания.
Совершенство
вания
мыслительных
операций.
Развитие
способности
рассуждать
Тренировка
слуховой
памяти.
Совершенство
вания
мыслительных
операций.
Развитие
аналитических
способностей
Тренировка
зрительной
памяти.
Совершенство
вания
мыслительных
операций.
Развитие
способности
рассуждать
Развитие
логического
мышления.
Обучение
поиску
закономерност

викторины,
игры

1

Развитие абстрактного мышления

викторины,
игры

1

Демонстрировать способность
переключать внимание.

математическ
ий КВН,
проектная

1

Развивать мыслительные действия
операций

деятельность

викторины,
игры

1

Находить число пар, один элемент
которых принадлежит одному
множеству, а другой второму.

интеллектуал
ьнопознавательн
ые квесты

1

Учить ориентироваться на
плоскости листа.

28

29

30

31

32

ей Развитие
аналитических
способностей
Совершенство
вание
воображения.
Развитие
нагляднообразного
мышления.
Ребусы.
Задания по
перекладывани
ю спичек.
Развитие
быстроты
реакции.
Совершенство
вание
мыслительных
операций.
Развитие
аналитических
способностей
Развитие
концентрации
внимания.
Совершенство
вание
мыслительных
операций.
Развитие
аналитических
способностей
Тренировка
внимания,
слуховой
памяти.
Совершенство
вания
мыслительных
операций.
Развитие
способности
рассуждать
Тренировка
зрительной
памяти,
логического
мышления.
Совершенство
вания

викторины,
игры

1

Развивать мыслительные операции
анализа и синтеза".

математическ
ий КВН,
проектная

1

Развивать мыслительные операции
анализа и синтеза".

деятельность

интеллектуал
ьнопознавательн
ые квесты

1

Развивать внимание, восприятие,
навык счета.

викторины,
игры

1

Точно выполнять действия под
диктовку, подбирать
фразеологизмы.

викторины,
игры

1

Объяснять решение задач по
перекладыванию спичек с заданным
условием и решением.

33

34

мыслительных
операций.
Развитие
способности
рассуждать
Совершенство
вание
воображения.
Развитие
нагляднообразного
мышления.
Ребусы.
Задания по
перекладывани
ю спичек.
Выявление
уровня
развития
внимания,
восприятия,
воображения,
памяти и
мышления на
конец
учебного года.

викторины,
игры

1

интеллектуал
ьнопознавательн
ые квесты
1

Применять полученные знания и
умения.
Действовать по инструкции.
Объяснять и обосновывать выбор
своего действия.
Контролировать результат своей
деятельности (обнаруживать и
устранять ошибки)

Применять полученные знания и
умения.
Действовать по инструкции.
Объяснять и обосновывать выбор
своего действия.
Контролировать результат своей
деятельности (обнаруживать и
устранять ошибки)

Материально-технического обеспечения образовательного процесса
Список литературы для учителя
1.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор:
пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
2.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий.
В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова ( и др.); под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е
изд. – М.: Просвещение, 2010.
3.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от
действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов (и др); под ред. А.Г. Асмолова. -2
–е изд. – М.: Просвещение, 2010.
4.
Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательны
х способностей/Методическое пособие 1-4 классы.- М.: РОСТ книга.
Рабочие тетради для учащихся
Холодова О.
Юным умникам и умницам: задания по развитию познавательных способностей. –
М.: РОСТ книга.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».