Театральная студия

Пояснительная записка
Современное общество требует от человека основных базовых навыков в любой
профессиональной деятельности – эмоциональная грамотность, управление вниманием,
способность работать в условиях кросскультурности, творчество и креативность,
способность к (само)обучению и др. При правильно выстроенной работе основную часть
из востребованных в будущем навыков можно развить, занимаясь театральной
деятельностью.Театральное искусство предоставляет все возможности для развития
разносторонней личности нового времени, умеющей нестандартно мыслить, быть
уверенной в себе, отстаивать свою точку зрения, отвечать за свои поступки, способную
слушать и слышать мнение другого человека, видеть мир в его разнообразии, различать
оттенки эмоций и говорить о своих чувствах. Театр с его широчайшим спектром
художественно- выразительных и воспитательных возможностей – это ещё и искусство
общения.
У подростков в среднем школьном возрасте происходит переход от незрелости к
начальному этапу зрелости. Он затрагивает весь организм ребенка: физиологическую,
интеллектуальную и нравственную стороны.
В этом возрасте формируется характер ученика, происходит перестройка
психофизического аппарата, ломка сложившихся форм взаимоотношений со взрослыми и
сверстниками. Существенное значение необходимо придавать эмоциональному аппарату
подростка. Эмоции в этот период становления отличаются серьезностью веры в них
самого подростка и трудностью управления ими, прежде всего из-за неспособности их
контролировать, неумением сдерживать себя, что отражается на окружающих из-за
резкости поведения ученика. Влияние чувств на подростка происходит гораздо сильнее,
нежели восприятие им книг и учителей.
Существенным изменением подвергается память и внимание. С одной стороны,
формируется произвольное внимание, с другой – обилие различных впечатлений,
связанных с эмоциональной, чувствительной активностью, приводит к быстрой потере
внимания.
В этом возрасте происходит скачок мыслительного процесса. Появляется определенная
систематичность в подходе к изучению предметов школьной
программы:
самостоятельный мыслительный процесс, возможность делать выводы и обобщения,
раскрытие содержания того или иного понятия в конкретных образах.
У подростков появляется потребность в новых знаниях и впечатлениях. Задача
педагога заключается в поддержке этих стремлений школьника. В процессе воспитания и
обучения в школьных театрах необходимо всячески убеждать подростков в том, что
именно образованный и умный человек может быть успешным, лучшим в своем деле.
Если у подростка произойдет слияние его интересов и убеждений (педагогическая задача),
тогда произойдет эмоциональный всплеск, направленный на изучение предмета.
Отбор и распределение упражнений выстраивать по принципу «от простого к
сложному». Каждое конкретное занятие является звеном общей системы обучения.
Предпочтительна игровая форма занятий в соответствии с возрастными интересами.
Содержание курса внеурочной деятельности по актёрскому мастерству и сценической
речи строится на основе методики воспитания и обучения Вахтанговской школы. Главная
особенность школы – последовательность освоения элементов техники актёра: «От
простого к сложному! Без спешки и больших скачков! Каждый следующий элемент
вбирает в себя все предыдущие». Порядок прохождения элементов актерской техники
согласно методике Вахтанговской школы следующий:
1. Внимание
2. Память
3. Воображение
4. Фантазия
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Школьный театр» составлена на

основе примерной программы курса внеурочной деятельности «Школьный театр»
утверждённого на заседании Учёного совета Театрального института имени Б.Щукина №7
от 28 марта 2022 года при поддержке президентского фонта культурных инициатив.
Правовым основанием проектирования содержания рабочей программы является:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
Театральная студия «Золотой ключик» относятся к курсу внеурочной деятельности
МБОУ «Берёзовологская ООШ».
На изучение курса по внеурочной деятельности в 5-9 классах в учебном плане МБОУ
«Берёзовологская ООШ» отведено 35 часов на 2022-2023 учебный год
Реализация программы «Золотой ключик» предусматривает текущий контроль и
итоговую аттестацию обучающихся.
Текущий контроль проводится на занятиях в форме педагогического наблюдения за
выполнением специальных упражнений, театральных игр, показа этюдов и миниатюр.
Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце учебного года по окончании
освоения программы «Школьный театр» в форме творческого отчета: показа
инсценировок, театральных миниатюр, моноспектаклей, проведения школьного
мероприятия.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- выразительно читать и правильно интонировать;
- различать произведения по жанру;
- читать наизусть, правильно расставлять логические ударения;
- освоить базовые навыки актёрского мастерства, пластики и сценической речи;
- использовать упражнения для проведения артикуляционной гимнастики;
- использовать упражнения для снятия мышечных зажимов;
- ориентироваться в сценическом пространстве;
- выполнять простые действия на сцене;
- взаимодействовать на сценической площадке с партнёром;
- произвольно удерживать внимание на заданном объекте;
- создавать и «оживлять» образы предметов и живых существ.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- умение работать в коллективе, оценивать собственные возможности решения учебной
задачи и правильность ее выполнения;
- приобретение навыков нравственного поведения, осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам;
- способность к объективному анализу своей работы и работы товарищей;
- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;
- стремление к проявлению эмпатии, готовности вести диалог с другими людьми.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Регулятивные УУД:
- приобретение навыков самоконтроля и самооценки;
- понимание и принятие учебной задачи, сформулированной преподавателем;
- планирование своих действий на отдельных этапах работы;
- осуществление контроля, коррекции и оценки результатов своей деятельности;
- анализ на начальном этапе причины успеха/неуспеха, освоение с помощью педагога
позитивных установок типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД позволяют:
- развить интерес к театральному искусству;
- освоить правила поведения в театре (на сцене и в зрительном зале);
- сформировать представления о театральных профессиях;

- освоить правила проведения рефлексии;
- строить логическое рассуждение и делать вывод; - выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление,
восхищение);
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл простого текста.
Коммуникативные УУД позволяют:
- организовывать учебное взаимодействие и совместную деятельность с педагогом и
сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми
(диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с
коммуникативной задачей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№

Название/раздел темы

Количество часов
Всего
Теория Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Азбука театра

2

1

1

3

Театральное закулисье

1

1

1

4

Посещение театра.

2

0,5

1,5

5

Сценическая речь.
Культура и техника речи

5

1

4

Художественное чтение
Основы актёрской грамоты
Предлагаемые
обстоятельства.
Театральные игры.
9 Ритмопластика.
Сценическое движение.
10 Актёрский практикум.
Работа над постановкой.

7
5
2

2
1
0,5

5
4
1,5

3

0,5

2,5

6

1

5

11 Итоговая аттестация
Итого

1
35

9,5

1
25,5

6
7
8

Формы
аттестации/контроля
по разделам
Беседа, игра,
инструктаж
Беседа, игры,
тестирование,
«посвящение в
театральные зрители».
Экскурсия,
творческое задание.
Просмотр спектакля,
написание эссе.
Беседа, наблюдение;
выполнение
творческих заданий
Беседа, наблюдение;
выполнение
творческих заданий

Наблюдение;
выполнение
творческих заданий
Творческий отчёт

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Дата

Раздел/Тема

план факт
1
2

3

4

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

20
21
22
23
24

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
Игра на знакомство. «Разрешите представиться»
Азбука театра.
История возникновения и создания театра. Виды и жанры театрального
искусства.
Азбука театра.
Театральный этикет. Тест «Какой я зритель». Посвящение в
«театральные зрители»
Театральное закулисье.
Виртуальная экскурсия в театр. Знакомство со структурой театра и его
основными профессиями.
Сценический этюд «Представить профессию…»
Посещение театра.
Просмотр спектакля. Сказка «Солдат и чёрт»
Написание эссе «Мои впечатления».
Сценическая речь. Культура и техника речи.
Дыхательная гимнастика. Упражнения «Насос», «Самолёт».
Упражнения для частей речевого аппарата. Дыхательная гимнастика.
Упражнения «Ванька-встанька», «Проколотый мяч».
Упражнения для частей речевого аппарата. Работа с дикцией на
скороговорках и чистоговорках.

Работа над дикцией. Скороговорки .
Работа над дикцией и речевым аппаратом. Скороговорочнотренировочные тексты.
Художественное чтение

Знакомство с законами художественного чтения. Темп речи. Интонация.

Понятие текста и подтекста, произносимой фразы.
Чтение вслух литературного произведения и его разбор.
Выразительное чтение прозы, громкость и отчетливость речи.
Выразительное чтение стихотворения, громкость и отчетливость речи.
Развитие навыка логического анализа текста на материале народных и
литературных сказок
Сочинение сказок по схеме: завязка, развитие действия, кульминация,
развязка.
Основы актёрской грамоты
Развитие внимания, воображения. Упражнение на внимание –
«Пишущая машинка».
Творческая дисциплина. Упражнения на коллективные действия:
«Повтори позу», «Опаздывающее зеркало»
Сценическое действие. Сценическая задача и чувство.
Индивидуальные и коллективные этюды.
Развитие фантазии. Создание и развитие сказочной ситуации на основе
реального действия («…я пошел в магазин и вдруг…»).
Предлагаемые обстоятельства. Театральные игры.
Игра в театральном искусстве. Игра-инсценировка. Этюды с
воздушным шариком.

25
26

27

28
29
30
31
32
33
34
35

1)
2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)

Обыгрывание бытовых ситуаций. Пантомима «Где я был?»
Ритмопластика. Сценическое движение.
Мышечная свобода. Гимнастика на снятие зажимов рук, ног и шейного
отдела. Тренировка суставно-мышечного аппарата. Упражнения на
развитие двигательных способностей.
Жесты. Пластика. Тело человека: его физические качества,
двигательные возможности, проблемы и ограничения.
Произношение текста в движении.
Правильно поставленный корпус – основа всякого движения.
Музыкальный образ средствами пластики и пантомимы.
Актёрский практикум. Работа над постановкой.
Распределение ролей.
Выразительное чтение по ролям, расстановка ударений в тексте.
Упражнения на коллективную согласованность действий, отработка
логического соединения текста и движения
Отработка монологов. Пластический рисунок роли. Темпо-ритм
Создание элементов декораций, подбор реквизита и элементов
костюма. Подбор музыки для музыкального оформления постановки.
Генеральная репетиция
Творческий отчёт. Показ инсценировок.

Литература, интернет ресурсы для подготовки занятий
Методическое пособие – практикум «Ритмика и сценические движения»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
Методическое пособие – практикум «Культура и техника речи»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
Методическое пособие – практикум «Основы актёрского мастерства»
http://www.htvs.ru/institute/tsentr-nauki-i-metodologii
Сайт «Драматешка» «Театральные шумы» http://dramateshka.ru/index.php/noiseslibrary
Сайт «Драматешка» «Музыка» http://dramateshka.ru/index.php/music


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».