Учебный план адаптированной программы НОО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Основные положения
Учебный план — нормативный документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план НОО для детей с ОВЗ представляет собой организационный компонент реализации образовательных программ начального общего
образования, отражает обязательность единого образовательного пространства, обеспечивает доступность получения качественного образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Учебный план НОО для детей с ОВЗ в рамках ФГОС является одним из
основных организационных механизмов выполнения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АООП
НОО). Специфика учебного плана НОО для детей с ОВЗ определяется тем, что
содержание образования детей с ЗПР, особенно на начальном этапе, не
идентично образовательной программе общего образования. Содержание
специального образования включает фундаментальное ядро содержания общего образования, коррекционную работу, образовательно-воспитательную
работу и внеурочную деятельность.
Учебный план для детей с ОВЗ разработан на основе следующих нормативных документов:
 Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023 г.);
 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденного приказом Министерства просвещения России от
19.12.2014 г. №1598 (далее ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) (ред. от
08.11.2022 г.);
 Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. №1025 (далее ФАОП НОО);
 Методических рекомендаций по вопросам внедрения федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленные
письмом Минобрнауки России от 11.03.2016 г. № ВК-452/07;
 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных пра-

вил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 г. №2 (с изменениями на 30.12.2022 г.);
 Приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)» (зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 г. № 71930);
 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.03.2022 г. № 9 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические
правила
СП
3.1/2.4.3598-20
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-2019)», УТВЕРЖДЕННЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 г. № 16
(зарег. 24.03.2022 г. №67884);
 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ
от 22.03.2021г. № 115;
 Приказа Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 г. № 858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных
учебников» (с изменениями на 21.07.2023 года);
 Письма Минобрнауки России Минпросвещения России от 05.07.2022
№ ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Информационно-методическим письмом об организации внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
обновленных
федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и основного
общего образования»;
- Устава МАОУ СОШ №14.

Учебный план к АООП НОО разработан в МАОУ СОШ №14 для
осуществления образовательной деятельности для детей с ОВЗ, достигших к
моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого
возрастной
норме,
позволяющего
получить
НОО,
полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям
здоровья. Одним из важнейших условий является устойчивость форм
адаптивного поведения.
В соответствии с федеральными нормативными актами АООП НОО для
обучающихся с ОВЗ по варианту 1 (ЗПР вариант 7.1, ТНР вариант 5.1)
разрабатывается с учебным планом, равноценным по объему нагрузки, составу
и структуре обязательных учебных предметов по годам обучения учебному
плану основной группе обучающихся, так как обучающиеся с нарушениями
данных типов и вариан- тов получают образование, полностью
соответствующее по итоговым до- стижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям
здоровья, в те же сроки обучения (1-4 классы), коррекционная работа не менее
5 часов в соответствии с потреб- ностями обучающегося.
В соответствии с федеральными нормативными актами АООП НОО для
обучающихся с ОВЗ по варианту 2 (ЗПР вариант 7.2, ТНР вариант 5.2)
предполагает, что обучающийся получает образование, сопоставимое по
итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения, а также предусматривает обеспечение коррекционной направленности всего образовательного процесса при его особой
организации: пролонгированные сроки обучения, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, особое структурирование содержание обучения на основе усиления внимания к формированию социальной
компетенции. Сроки получения начального общего образования составляют 5
лет.
Общий объем учебной нагрузки составляет 3039 часов за 4 учебных года при 5-дневной учебной неделе (33 учебных недели в I классе, 34 учебных
недели во II - IV классах).
Учебные занятия для обучающихся с ОВЗ организуются по 5-тидневной учебной неделе.
Учебный план АООП НОО МАОУ СОШ №14 включает все
предметные области в соответствии с требованиями ФГОС.
Предметные области представлены учебными предметами:
 «русский язык и литературное чтение» - русский язык, литературное
чтение,
 «иностранный язык» - иностранный язык,
 «математика и информатика» - математика,
 «обществознание и естествознание» - окружающий мир,
 «искусство» - музыка и изобразительное искусство,

 «технология» - технология,
 «физическая культура» - физическая культура/физическая культура
(адаптивная физическая культура),
 «основы религиозных культур и светской этики» - основы религиозных
культур и светской этики.
Учебный план для детей с ОВЗ реализующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ является составной частью основной образовательной программы
образовательного учреждения, которую образовательная организация разрабатывает и утверждает самостоятельно, учебный план к АООП НОО включает в себя:
- обязательную часть;
- часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Часы части, формируемой участниками образовательного процесса,
распределены следующим образом: в 1-3 классах 1 еженедельный час
добавлен на учебный курс «Учись учиться». Курс «Учись учиться» был
утвержден общешкольным Советом родителей (протокол № 1 от 19.09.2023).
Согласно приказу Министерства образования и науки РФ №74 от
01.02.2012 в 4 классе введён курс «Основы религиозных культур и светской
этики». Выбор модуля «ОРКСЭ» осуществляется родителями, законными
представителями обучающихся. Выбор зафиксирован в листе сводной
информации о результатах выбора от 13 марта 2023 года и протоколах
родительских собраний.
Достижение обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения
АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП НОО с ОВЗ
является достижение предметных и метапредметных результатов и
достижение результатов, освоения программы коррекционной работы.
Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в тех же
формах, что и промежуточная аттестация обучающихся группы «норма», но с
учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ОВЗ в
овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения
содержанием АООП НОО производится на основании положительной
индивидуальной динамики.

Учебный план начального общего образования на 2023-2024 учебный год
МАОУ СОШ № 14 (ФГОС НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.1)
Предметные области

Учебные
предметы

Количество часов в неделю
Классы

I

II

III

IV

Всего

Обязательная часть
Русский язык и
литература

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Иностранный язык
Математика и
информатика
Общественно-научные
предметы

Иностранный язык

2

2

2

6

Основы религиозных
культур и светской этики

Математика

4

4

4

4

16

Окружающий мир

2

2

2

2

8

1

1

Основы религиозных
культур и светской
этики
Музыка

1

1

1

1

4

Искусство

Изобразительное
искусство

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности

Физическая культура

2

2

2

2

8

20

22

22

22

86

Итого

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учись учиться

1

1

1

1

4

Максимально допустимая недельная нагрузка

21

23

23

23

90

3

3

3

3

12

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

Коррекционно-развивающая область
коррекционно-развивающие занятия
(логопедические)
коррекционно-развивающие занятия
(психокоррекционные)
Коррекция и развитие учебно-познавательной
деятельности

Учебный план начального общего образования на 2023-2024 учебный год
МАОУ СОШ № 14 (ФГОС НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.2)
Предметные области

Учебные
предметы

Количество часов в неделю
Классы

I

II

III

IV

Всего

Обязательная часть
Русский язык и
литература

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Иностранный язык
Математика и
информатика
Общественно-научные
предметы

Иностранный язык

2

2

2

6

Основы религиозных
культур и светской этики

Математика

4

4

4

4

16

Окружающий мир

2

2

2

2

8

1

1

Основы религиозных
культур и светской
этики
Музыка

1

1

1

1

4

Искусство

Изобразительное
искусство

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности

Физическая культура

2

2

2

2

8

20

22

22

22

86

Итого

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учись учиться

1

1

1

1

4

Максимально допустимая недельная нагрузка

21

23

23

23

90

3

3

3

3

12

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

Коррекционно-развивающая область
коррекционно-развивающие занятия
(логопедические)
коррекционно-развивающие занятия
(психокоррекционные)
Коррекция и развитие учебно-познавательной
деятельности

Учебный план начального общего образования на 2023-2024 учебный год
МАОУ СОШ № 14 (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1)
Предметные области

Учебные
предметы

Количество часов в неделю
Классы

I

II

III

IV

Всего

Обязательная часть
Русский язык и
литература

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Иностранный язык
Математика и
информатика
Общественно-научные
предметы

Иностранный язык

2

2

2

6

Основы религиозных
культур и светской этики

Математика

4

4

4

4

16

Окружающий мир

2

2

2

2

8

1

1

Основы религиозных
культур и светской
этики
Музыка

1

1

1

1

4

Искусство

Изобразительное
искусство

1

1

1

1

4

Технология

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности

Физическая культура

2

2

2

2

8

20

22

22

22

86

Итого

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учись учиться

1

1

1

1

4

Максимально допустимая недельная нагрузка

21

23

23

23

90

3

3

3

3

12

1

1

1

1

4

1

1

1

1

4

Коррекционно-развивающая область
коррекционно-развивающие занятия
(логопедические)
коррекционно-развивающие занятия
(психокоррекционные)
Коррекция и развитие учебно-познавательной
деятельности

Учебный план начального общего образования на 2023-2024 учебный год
МАОУ СОШ № 14 (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2)
Предметные области
Учебные предметы/классы
Количество часов в
неделю по классам
1
2
3
4
Обязательная часть
Русский
язык
и Русский язык
5
5
5
5
литературное чтение
Литературное чтение
4
4
4
4
Иностранный язык
Иностранный язык (англ.)
2
2
2
Математика
информатика
Обществознание
естествознание
(окружающий мир)
Искусство

Всего

20
16
6

и Математика

4

4

4

4

16

и Окружающий мир

2

2

2

2

8

1
1
1
2
-

1
1
1
2
-

1
1
1
2
1

4
4
4
8
1

22

22

22

86

1
23

1
23

1
23

4
90

2

2

2

8

2

2

2

8

3

3

3

12

Музыка
1
Изобразительное искусство
1
Технология
Технология
1
Физическая культура
Физическая культура
2
Основы
религиозных Основы религиозных культур и
культур и светской светской этики
этики
Итого
20
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учись учиться
1
Предельно допустимая недельная нагрузка
21
Коррекционно-развивающая область
коррекционно-развивающие занятия (логопедические)
2
коррекционно-развивающие занятия
2
(психокоррекционные)
Коррекция и развитие учебно-познавательной
3
деятельности

Учебный план начального общего образования на 2023-2024 учебный год
МАОУ СОШ № 14 (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 1)

Предметные
области

Класс

Количество часов

Всего

I

II

III

IV

Русский язык

3

3

3

3

12

Чтение

3

4

4

4

15

Речевая практика

2

2

2

2

8

2. Математика

Математика

3

4

4

4

15

3. Естествознание

Мир природы и человека

2

1

1

1

5

4. Искусство

Музыка

2

1

1

1

5

Рисование
(изобразительное
искусство)

1

1

1

1

4

5. Физическая
культура

Адаптивная физическая
культура

3

3

3

3

12

6. Технология

Ручной труд

2

1

1

1

5

21

20

20

20

81

-

3

3

3

9

Максимально допустимая годовая нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)

21

23

23

23

90

Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):

6

6

6

6

24

логопедические занятия

3

3

3

3

12

ритмика

1

1

1

1

4

развитие психомоторики и сенсорных процессов

2

2

2

2

8

Внеурочная деятельность:

4

4

4

4

16

Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика

Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:

График учебного процесса
В соответствии с Уставом МАОУ СОШ № 14 продолжительность
учебной недели 5 дней.
Продолжительность учебного года (I - IV класс) освоения АООП НОО
составляет для обучающихся 1 класса - 33 недели, 2-4 классов - 34 недели.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане предусмотрено равномерное распределение периодов
учебного времени (учебных четвертей) и каникул.
Учебные занятия начинаются не ранее 8.00 часов. Число уроков в день:
для обучающихся 1 класса – не превышает: сентябрь-октябрь - 3 урока, ноябрь-май - 4 урока; для обучающихся 2–4 классов – не более 5 уроков.
Продолжительность учебных занятий в 1-ом классе 35 минут в первом
полугодии, 40 минут во втором полугодии; во 2-4 классах 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10
минут, большой перемены (после 3-го и 4-го уроков) - 20 минут.
Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не
менее 5 часов.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью
внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания
АООП НОО.
Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ
Достижение обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения
АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП НОО с ОВЗ
является достижение предметных и метапредметных результатов и
достижение результатов, освоения программы коррекционной работы.
Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в тех же
формах, что и промежуточная аттестация обучающихся группы «норма», но с
учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ОВЗ в
овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения
содержанием АООП НОО производится на основании положительной
индивидуальной динамики.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».