ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1. Основные положения Учебный план — нормативный документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. Учебный план НОО для детей с ОВЗ представляет собой организационный компонент реализации образовательных программ начального общего образования, отражает обязательность единого образовательного пространства, обеспечивает доступность получения качественного образования в соответствии с требованиями ФГОС. Учебный план НОО для детей с ОВЗ в рамках ФГОС является одним из основных организационных механизмов выполнения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АООП НОО). Специфика учебного плана НОО для детей с ОВЗ определяется тем, что содержание образования детей с ЗПР, особенно на начальном этапе, не идентично образовательной программе общего образования. Содержание специального образования включает фундаментальное ядро содержания общего образования, коррекционную работу, образовательно-воспитательную работу и внеурочную деятельность. Учебный план для детей с ОВЗ разработан на основе следующих нормативных документов: Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023 г.); Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Министерства просвещения России от 19.12.2014 г. №1598 (далее ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) (ред. от 08.11.2022 г.); Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. №1025 (далее ФАОП НОО); Методических рекомендаций по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленные письмом Минобрнауки России от 11.03.2016 г. № ВК-452/07; Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных пра- вил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 г. №2 (с изменениями на 30.12.2022 г.); Приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 г. № 71930); Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.03.2022 г. № 9 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-2019)», УТВЕРЖДЕННЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 г. № 16 (зарег. 24.03.2022 г. №67884); Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ от 22.03.2021г. № 115; Приказа Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» (с изменениями на 21.07.2023 года); Письма Минобрнауки России Минпросвещения России от 05.07.2022 № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»; - Устава МАОУ СОШ №14. Учебный план к АООП НОО разработан в МАОУ СОШ №14 для осуществления образовательной деятельности для детей с ОВЗ, достигших к моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого возрастной норме, позволяющего получить НОО, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Одним из важнейших условий является устойчивость форм адаптивного поведения. В соответствии с федеральными нормативными актами АООП НОО для обучающихся с ОВЗ по варианту 1 (ЗПР вариант 7.1, ТНР вариант 5.1) разрабатывается с учебным планом, равноценным по объему нагрузки, составу и структуре обязательных учебных предметов по годам обучения учебному плану основной группе обучающихся, так как обучающиеся с нарушениями данных типов и вариан- тов получают образование, полностью соответствующее по итоговым до- стижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1-4 классы), коррекционная работа не менее 5 часов в соответствии с потреб- ностями обучающегося. В соответствии с федеральными нормативными актами АООП НОО для обучающихся с ОВЗ по варианту 2 (ЗПР вариант 7.2, ТНР вариант 5.2) предполагает, что обучающийся получает образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения, а также предусматривает обеспечение коррекционной направленности всего образовательного процесса при его особой организации: пролонгированные сроки обучения, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, особое структурирование содержание обучения на основе усиления внимания к формированию социальной компетенции. Сроки получения начального общего образования составляют 5 лет. Общий объем учебной нагрузки составляет 3039 часов за 4 учебных года при 5-дневной учебной неделе (33 учебных недели в I классе, 34 учебных недели во II - IV классах). Учебные занятия для обучающихся с ОВЗ организуются по 5-тидневной учебной неделе. Учебный план АООП НОО МАОУ СОШ №14 включает все предметные области в соответствии с требованиями ФГОС. Предметные области представлены учебными предметами: «русский язык и литературное чтение» - русский язык, литературное чтение, «иностранный язык» - иностранный язык, «математика и информатика» - математика, «обществознание и естествознание» - окружающий мир, «искусство» - музыка и изобразительное искусство, «технология» - технология, «физическая культура» - физическая культура/физическая культура (адаптивная физическая культура), «основы религиозных культур и светской этики» - основы религиозных культур и светской этики. Учебный план для детей с ОВЗ реализующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ является составной частью основной образовательной программы образовательного учреждения, которую образовательная организация разрабатывает и утверждает самостоятельно, учебный план к АООП НОО включает в себя: - обязательную часть; - часть, формируемую участниками образовательного процесса. Часы части, формируемой участниками образовательного процесса, распределены следующим образом: в 1-3 классах 1 еженедельный час добавлен на учебный курс «Учись учиться». Курс «Учись учиться» был утвержден общешкольным Советом родителей (протокол № 1 от 19.09.2023). Согласно приказу Министерства образования и науки РФ №74 от 01.02.2012 в 4 классе введён курс «Основы религиозных культур и светской этики». Выбор модуля «ОРКСЭ» осуществляется родителями, законными представителями обучающихся. Выбор зафиксирован в листе сводной информации о результатах выбора от 13 марта 2023 года и протоколах родительских собраний. Достижение обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП НОО с ОВЗ является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы. Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в тех же формах, что и промежуточная аттестация обучающихся группы «норма», но с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ОВЗ в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО производится на основании положительной индивидуальной динамики. Учебный план начального общего образования на 2023-2024 учебный год МАОУ СОШ № 14 (ФГОС НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.1) Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Классы I II III IV Всего Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык 5 5 5 5 20 Литературное чтение 4 4 4 4 16 Иностранный язык Математика и информатика Общественно-научные предметы Иностранный язык 2 2 2 6 Основы религиозных культур и светской этики Математика 4 4 4 4 16 Окружающий мир 2 2 2 2 8 1 1 Основы религиозных культур и светской этики Музыка 1 1 1 1 4 Искусство Изобразительное искусство 1 1 1 1 4 Технология Технология 1 1 1 1 4 Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура 2 2 2 2 8 20 22 22 22 86 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учись учиться 1 1 1 1 4 Максимально допустимая недельная нагрузка 21 23 23 23 90 3 3 3 3 12 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 Коррекционно-развивающая область коррекционно-развивающие занятия (логопедические) коррекционно-развивающие занятия (психокоррекционные) Коррекция и развитие учебно-познавательной деятельности Учебный план начального общего образования на 2023-2024 учебный год МАОУ СОШ № 14 (ФГОС НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.2) Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Классы I II III IV Всего Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык 5 5 5 5 20 Литературное чтение 4 4 4 4 16 Иностранный язык Математика и информатика Общественно-научные предметы Иностранный язык 2 2 2 6 Основы религиозных культур и светской этики Математика 4 4 4 4 16 Окружающий мир 2 2 2 2 8 1 1 Основы религиозных культур и светской этики Музыка 1 1 1 1 4 Искусство Изобразительное искусство 1 1 1 1 4 Технология Технология 1 1 1 1 4 Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура 2 2 2 2 8 20 22 22 22 86 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учись учиться 1 1 1 1 4 Максимально допустимая недельная нагрузка 21 23 23 23 90 3 3 3 3 12 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 Коррекционно-развивающая область коррекционно-развивающие занятия (логопедические) коррекционно-развивающие занятия (психокоррекционные) Коррекция и развитие учебно-познавательной деятельности Учебный план начального общего образования на 2023-2024 учебный год МАОУ СОШ № 14 (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1) Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю Классы I II III IV Всего Обязательная часть Русский язык и литература Русский язык 5 5 5 5 20 Литературное чтение 4 4 4 4 16 Иностранный язык Математика и информатика Общественно-научные предметы Иностранный язык 2 2 2 6 Основы религиозных культур и светской этики Математика 4 4 4 4 16 Окружающий мир 2 2 2 2 8 1 1 Основы религиозных культур и светской этики Музыка 1 1 1 1 4 Искусство Изобразительное искусство 1 1 1 1 4 Технология Технология 1 1 1 1 4 Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура 2 2 2 2 8 20 22 22 22 86 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учись учиться 1 1 1 1 4 Максимально допустимая недельная нагрузка 21 23 23 23 90 3 3 3 3 12 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 Коррекционно-развивающая область коррекционно-развивающие занятия (логопедические) коррекционно-развивающие занятия (психокоррекционные) Коррекция и развитие учебно-познавательной деятельности Учебный план начального общего образования на 2023-2024 учебный год МАОУ СОШ № 14 (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2) Предметные области Учебные предметы/классы Количество часов в неделю по классам 1 2 3 4 Обязательная часть Русский язык и Русский язык 5 5 5 5 литературное чтение Литературное чтение 4 4 4 4 Иностранный язык Иностранный язык (англ.) 2 2 2 Математика информатика Обществознание естествознание (окружающий мир) Искусство Всего 20 16 6 и Математика 4 4 4 4 16 и Окружающий мир 2 2 2 2 8 1 1 1 2 - 1 1 1 2 - 1 1 1 2 1 4 4 4 8 1 22 22 22 86 1 23 1 23 1 23 4 90 2 2 2 8 2 2 2 8 3 3 3 12 Музыка 1 Изобразительное искусство 1 Технология Технология 1 Физическая культура Физическая культура 2 Основы религиозных Основы религиозных культур и культур и светской светской этики этики Итого 20 Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учись учиться 1 Предельно допустимая недельная нагрузка 21 Коррекционно-развивающая область коррекционно-развивающие занятия (логопедические) 2 коррекционно-развивающие занятия 2 (психокоррекционные) Коррекция и развитие учебно-познавательной 3 деятельности Учебный план начального общего образования на 2023-2024 учебный год МАОУ СОШ № 14 (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 1) Предметные области Класс Количество часов Всего I II III IV Русский язык 3 3 3 3 12 Чтение 3 4 4 4 15 Речевая практика 2 2 2 2 8 2. Математика Математика 3 4 4 4 15 3. Естествознание Мир природы и человека 2 1 1 1 5 4. Искусство Музыка 2 1 1 1 5 Рисование (изобразительное искусство) 1 1 1 1 4 5. Физическая культура Адаптивная физическая культура 3 3 3 3 12 6. Технология Ручной труд 2 1 1 1 5 21 20 20 20 81 - 3 3 3 9 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 21 23 23 23 90 Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика): 6 6 6 6 24 логопедические занятия 3 3 3 3 12 ритмика 1 1 1 1 4 развитие психомоторики и сенсорных процессов 2 2 2 2 8 Внеурочная деятельность: 4 4 4 4 16 Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая практика Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений: График учебного процесса В соответствии с Уставом МАОУ СОШ № 14 продолжительность учебной недели 5 дней. Продолжительность учебного года (I - IV класс) освоения АООП НОО составляет для обучающихся 1 класса - 33 недели, 2-4 классов - 34 недели. Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане предусмотрено равномерное распределение периодов учебного времени (учебных четвертей) и каникул. Учебные занятия начинаются не ранее 8.00 часов. Число уроков в день: для обучающихся 1 класса – не превышает: сентябрь-октябрь - 3 урока, ноябрь-май - 4 урока; для обучающихся 2–4 классов – не более 5 уроков. Продолжительность учебных занятий в 1-ом классе 35 минут в первом полугодии, 40 минут во втором полугодии; во 2-4 классах 40 минут. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 3-го и 4-го уроков) - 20 минут. Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не менее 5 часов. Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания АООП НОО. Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ Достижение обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП НОО с ОВЗ является достижение предметных и метапредметных результатов и достижение результатов, освоения программы коррекционной работы. Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в тех же формах, что и промежуточная аттестация обучающихся группы «норма», но с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ОВЗ в овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения содержанием АООП НОО производится на основании положительной индивидуальной динамики.