ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Основные положения
Учебный план — нормативный документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
Учебный план НОО для детей с ОВЗ представляет собой организационный компонент реализации образовательных программ начального общего
образования, отражает обязательность единого образовательного пространства, обеспечивает доступность получения качественного образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Учебный план НОО для детей с ОВЗ в рамках ФГОС является одним из
основных организационных механизмов выполнения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АООП
НОО). Специфика учебного плана НОО для детей с ОВЗ определяется тем, что
содержание образования детей с ЗПР, особенно на начальном этапе, не
идентично образовательной программе общего образования. Содержание
специального образования включает фундаментальное ядро содержания общего образования, коррекционную работу, образовательно-воспитательную
работу и внеурочную деятельность.
Учебный план для детей с ОВЗ разработан на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации»
от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023 г.);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, утвержденного приказом Министерства просвещения России от
19.12.2014 г. №1598 (далее ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ) (ред. от
08.11.2022 г.);
Федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 г. №1025 (далее ФАОП НОО);
Методических рекомендаций по вопросам внедрения федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленные
письмом Минобрнауки России от 11.03.2016 г. № ВК-452/07;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных пра-
вил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28.01.2021 г. №2 (с изменениями на 30.12.2022 г.);
Приказа Минпросвещения России от 24.11.2022 г. № 1026 «Об
утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)» (зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 г. № 71930);
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.03.2022 г. № 9 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические
правила
СП
3.1/2.4.3598-20
«Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции (COVID-2019)», УТВЕРЖДЕННЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 г. № 16
(зарег. 24.03.2022 г. №67884);
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения РФ
от 22.03.2021г. № 115;
Приказа Министерства просвещения РФ от 21.09.2022 г. № 858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию
при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность и установления предельного срока использования исключенных
учебников» (с изменениями на 21.07.2023 года);
Письма Минобрнауки России Минпросвещения России от 05.07.2022
№ ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Информационно-методическим письмом об организации внеурочной
деятельности
в
рамках
реализации
обновленных
федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего и основного
общего образования»;
- Устава МАОУ СОШ №14.
Учебный план к АООП НОО разработан в МАОУ СОШ №14 для
осуществления образовательной деятельности для детей с ОВЗ, достигших к
моменту поступления в школу уровня психофизического развития, близкого
возрастной
норме,
позволяющего
получить
НОО,
полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям
здоровья. Одним из важнейших условий является устойчивость форм
адаптивного поведения.
В соответствии с федеральными нормативными актами АООП НОО для
обучающихся с ОВЗ по варианту 1 (ЗПР вариант 7.1, ТНР вариант 5.1)
разрабатывается с учебным планом, равноценным по объему нагрузки, составу
и структуре обязательных учебных предметов по годам обучения учебному
плану основной группе обучающихся, так как обучающиеся с нарушениями
данных типов и вариан- тов получают образование, полностью
соответствующее по итоговым до- стижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям
здоровья, в те же сроки обучения (1-4 классы), коррекционная работа не менее
5 часов в соответствии с потреб- ностями обучающегося.
В соответствии с федеральными нормативными актами АООП НОО для
обучающихся с ОВЗ по варианту 2 (ЗПР вариант 7.2, ТНР вариант 5.2)
предполагает, что обучающийся получает образование, сопоставимое по
итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения, а также предусматривает обеспечение коррекционной направленности всего образовательного процесса при его особой
организации: пролонгированные сроки обучения, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, особое структурирование содержание обучения на основе усиления внимания к формированию социальной
компетенции. Сроки получения начального общего образования составляют 5
лет.
Общий объем учебной нагрузки составляет 3039 часов за 4 учебных года при 5-дневной учебной неделе (33 учебных недели в I классе, 34 учебных
недели во II - IV классах).
Учебные занятия для обучающихся с ОВЗ организуются по 5-тидневной учебной неделе.
Учебный план АООП НОО МАОУ СОШ №14 включает все
предметные области в соответствии с требованиями ФГОС.
Предметные области представлены учебными предметами:
«русский язык и литературное чтение» - русский язык, литературное
чтение,
«иностранный язык» - иностранный язык,
«математика и информатика» - математика,
«обществознание и естествознание» - окружающий мир,
«искусство» - музыка и изобразительное искусство,
«технология» - технология,
«физическая культура» - физическая культура/физическая культура
(адаптивная физическая культура),
«основы религиозных культур и светской этики» - основы религиозных
культур и светской этики.
Учебный план для детей с ОВЗ реализующих ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ является составной частью основной образовательной программы
образовательного учреждения, которую образовательная организация разрабатывает и утверждает самостоятельно, учебный план к АООП НОО включает в себя:
- обязательную часть;
- часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Часы части, формируемой участниками образовательного процесса,
распределены следующим образом: в 1-3 классах 1 еженедельный час
добавлен на учебный курс «Учись учиться». Курс «Учись учиться» был
утвержден общешкольным Советом родителей (протокол № 1 от 19.09.2023).
Согласно приказу Министерства образования и науки РФ №74 от
01.02.2012 в 4 классе введён курс «Основы религиозных культур и светской
этики». Выбор модуля «ОРКСЭ» осуществляется родителями, законными
представителями обучающихся. Выбор зафиксирован в листе сводной
информации о результатах выбора от 13 марта 2023 года и протоколах
родительских собраний.
Достижение обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения
АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП НОО с ОВЗ
является достижение предметных и метапредметных результатов и
достижение результатов, освоения программы коррекционной работы.
Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в тех же
формах, что и промежуточная аттестация обучающихся группы «норма», но с
учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ОВЗ в
овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения
содержанием АООП НОО производится на основании положительной
индивидуальной динамики.
Учебный план начального общего образования на 2023-2024 учебный год
МАОУ СОШ № 14 (ФГОС НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.1)
Предметные области
Учебные
предметы
Количество часов в неделю
Классы
I
II
III
IV
Всего
Обязательная часть
Русский язык и
литература
Русский язык
5
5
5
5
20
Литературное чтение
4
4
4
4
16
Иностранный язык
Математика и
информатика
Общественно-научные
предметы
Иностранный язык
2
2
2
6
Основы религиозных
культур и светской этики
Математика
4
4
4
4
16
Окружающий мир
2
2
2
2
8
1
1
Основы религиозных
культур и светской
этики
Музыка
1
1
1
1
4
Искусство
Изобразительное
искусство
1
1
1
1
4
Технология
Технология
1
1
1
1
4
Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности
Физическая культура
2
2
2
2
8
20
22
22
22
86
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учись учиться
1
1
1
1
4
Максимально допустимая недельная нагрузка
21
23
23
23
90
3
3
3
3
12
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
Коррекционно-развивающая область
коррекционно-развивающие занятия
(логопедические)
коррекционно-развивающие занятия
(психокоррекционные)
Коррекция и развитие учебно-познавательной
деятельности
Учебный план начального общего образования на 2023-2024 учебный год
МАОУ СОШ № 14 (ФГОС НОО обучающихся с ТНР (вариант 5.2)
Предметные области
Учебные
предметы
Количество часов в неделю
Классы
I
II
III
IV
Всего
Обязательная часть
Русский язык и
литература
Русский язык
5
5
5
5
20
Литературное чтение
4
4
4
4
16
Иностранный язык
Математика и
информатика
Общественно-научные
предметы
Иностранный язык
2
2
2
6
Основы религиозных
культур и светской этики
Математика
4
4
4
4
16
Окружающий мир
2
2
2
2
8
1
1
Основы религиозных
культур и светской
этики
Музыка
1
1
1
1
4
Искусство
Изобразительное
искусство
1
1
1
1
4
Технология
Технология
1
1
1
1
4
Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности
Физическая культура
2
2
2
2
8
20
22
22
22
86
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учись учиться
1
1
1
1
4
Максимально допустимая недельная нагрузка
21
23
23
23
90
3
3
3
3
12
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
Коррекционно-развивающая область
коррекционно-развивающие занятия
(логопедические)
коррекционно-развивающие занятия
(психокоррекционные)
Коррекция и развитие учебно-познавательной
деятельности
Учебный план начального общего образования на 2023-2024 учебный год
МАОУ СОШ № 14 (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.1)
Предметные области
Учебные
предметы
Количество часов в неделю
Классы
I
II
III
IV
Всего
Обязательная часть
Русский язык и
литература
Русский язык
5
5
5
5
20
Литературное чтение
4
4
4
4
16
Иностранный язык
Математика и
информатика
Общественно-научные
предметы
Иностранный язык
2
2
2
6
Основы религиозных
культур и светской этики
Математика
4
4
4
4
16
Окружающий мир
2
2
2
2
8
1
1
Основы религиозных
культур и светской
этики
Музыка
1
1
1
1
4
Искусство
Изобразительное
искусство
1
1
1
1
4
Технология
Технология
1
1
1
1
4
Физическая культура и
основы безопасности
жизнедеятельности
Физическая культура
2
2
2
2
8
20
22
22
22
86
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учись учиться
1
1
1
1
4
Максимально допустимая недельная нагрузка
21
23
23
23
90
3
3
3
3
12
1
1
1
1
4
1
1
1
1
4
Коррекционно-развивающая область
коррекционно-развивающие занятия
(логопедические)
коррекционно-развивающие занятия
(психокоррекционные)
Коррекция и развитие учебно-познавательной
деятельности
Учебный план начального общего образования на 2023-2024 учебный год
МАОУ СОШ № 14 (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2)
Предметные области
Учебные предметы/классы
Количество часов в
неделю по классам
1
2
3
4
Обязательная часть
Русский
язык
и Русский язык
5
5
5
5
литературное чтение
Литературное чтение
4
4
4
4
Иностранный язык
Иностранный язык (англ.)
2
2
2
Математика
информатика
Обществознание
естествознание
(окружающий мир)
Искусство
Всего
20
16
6
и Математика
4
4
4
4
16
и Окружающий мир
2
2
2
2
8
1
1
1
2
-
1
1
1
2
-
1
1
1
2
1
4
4
4
8
1
22
22
22
86
1
23
1
23
1
23
4
90
2
2
2
8
2
2
2
8
3
3
3
12
Музыка
1
Изобразительное искусство
1
Технология
Технология
1
Физическая культура
Физическая культура
2
Основы
религиозных Основы религиозных культур и
культур и светской светской этики
этики
Итого
20
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Учись учиться
1
Предельно допустимая недельная нагрузка
21
Коррекционно-развивающая область
коррекционно-развивающие занятия (логопедические)
2
коррекционно-развивающие занятия
2
(психокоррекционные)
Коррекция и развитие учебно-познавательной
3
деятельности
Учебный план начального общего образования на 2023-2024 учебный год
МАОУ СОШ № 14 (ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 1)
Предметные
области
Класс
Количество часов
Всего
I
II
III
IV
Русский язык
3
3
3
3
12
Чтение
3
4
4
4
15
Речевая практика
2
2
2
2
8
2. Математика
Математика
3
4
4
4
15
3. Естествознание
Мир природы и человека
2
1
1
1
5
4. Искусство
Музыка
2
1
1
1
5
Рисование
(изобразительное
искусство)
1
1
1
1
4
5. Физическая
культура
Адаптивная физическая
культура
3
3
3
3
12
6. Технология
Ручной труд
2
1
1
1
5
21
20
20
20
81
-
3
3
3
9
Максимально допустимая годовая нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
21
23
23
23
90
Коррекционно-развивающая область
(коррекционные занятия и ритмика):
6
6
6
6
24
логопедические занятия
3
3
3
3
12
ритмика
1
1
1
1
4
развитие психомоторики и сенсорных процессов
2
2
2
2
8
Внеурочная деятельность:
4
4
4
4
16
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений:
График учебного процесса
В соответствии с Уставом МАОУ СОШ № 14 продолжительность
учебной недели 5 дней.
Продолжительность учебного года (I - IV класс) освоения АООП НОО
составляет для обучающихся 1 класса - 33 недели, 2-4 классов - 34 недели.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном учебном плане предусмотрено равномерное распределение периодов
учебного времени (учебных четвертей) и каникул.
Учебные занятия начинаются не ранее 8.00 часов. Число уроков в день:
для обучающихся 1 класса – не превышает: сентябрь-октябрь - 3 урока, ноябрь-май - 4 урока; для обучающихся 2–4 классов – не более 5 уроков.
Продолжительность учебных занятий в 1-ом классе 35 минут в первом
полугодии, 40 минут во втором полугодии; во 2-4 классах 40 минут.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10
минут, большой перемены (после 3-го и 4-го уроков) - 20 минут.
Коррекционная работа осуществляется во внеурочное время в объеме не
менее 5 часов.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью
внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания
АООП НОО.
Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ
Достижение обучающимися с ОВЗ планируемых результатов освоения
АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися АООП НОО с ОВЗ
является достижение предметных и метапредметных результатов и
достижение результатов, освоения программы коррекционной работы.
Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ проводится в тех же
формах, что и промежуточная аттестация обучающихся группы «норма», но с
учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ОВЗ в
овладении письмом, чтением или счетом. Вывод об успешности овладения
содержанием АООП НОО производится на основании положительной
индивидуальной динамики.