ритмика в начальной школе

Содержание
1. Пояснительная записка…………………………………………………….3
2. Содержание программы...……..…………………………………………...5
3. Основные требования к умениям учащихся…………………………….12
4. Календарно-тематическое планирование………………………………..14
5. Средства, необходимые для реализации программы …………………..23
6. Литература………………………..…………………………………..……24

I. Пояснительная записка
Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от
состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и
массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро
развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.)
– всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на
состоянии здоровья подрастающего поколения.
Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа
стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и
психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был
богатым, глубоким, а это по-настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело”,
находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и
сохранения здоровья учащихся.
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат
чувствовать ритм и гармонично развивают тело.
Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению
детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения,
художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память,
обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание
организованной, гармонически развитой личности.
Программа «Ритмика» 1-4 классы составлена на основе программы
«Ритмика и танец» 1-8 классы, утвержденная Министерством образования
06.03.2001г.
На уроках ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и
расслабление. К увеличению напряжения и нагрузки ученики привыкают постепенно,
что благотворно сказывается потом на других уроках.
Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и
музыки, дополняя друг друга. Ведь именно уроки ритмики наряду с другими
предметами способствуют общему разностороннему развитию школьников,
корректируют эмоционально-волевую зрелость. У детей развивается чувство ритма,
музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у
них развивается пространственная ориентация, улучшается осанка, формируется
чёткость и точность движений.
Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: ведь
каждое занятие нужно понять, осмыслить, правильно понять, осмыслить, правильно
выполнять движения, вовремя включаться в деятельность, надо осмыслить
соответствие выбранных движений характеру музыки. Эти занятия создают
благоприятные условия для развития творческого воображения школьников.
Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного внимания, развитие
памяти. Потребность детей в движении превращается в упорядоченную и
осмысленную деятельность. Уроки ритмики оказывают на детей организующее и
дисциплинирующее влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и
нервозность.
Уроки ритмики в целом повышают творческую активность и фантазию
школьников, побуждают их включаться в коллективную деятельность класса.
Постепенно ученики преодолевают скованность, у них возрастает осознание
ответственности за свои действия перед товарищами, приобретают способность к
сценическому действию под музыку. С использованием элементов костюма и
декорации.
Отработанные
сценические
музыкальные
постановки удобно
использовать при проведении детских утренников. Особенно хочется отметить

ценность народных плясок и танцев. Они приобщают детей к народной культуре. Все
народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют
навыки общения детей между собой. В них дети учатся внимательно относиться к
партнёру, находить с ним общий ритм движения.

Целью программы является приобщение детей к танцевальному искусству, развитие
художественного вкуса и физического совершенствования.
Основные задачи:
Обучающая: формировать необходимые двигательные навыки, развивать
музыкальный слух и чувство ритма.
Развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого
потенциала.
Воспитательная:
способствовать
развитию
эстетического
чувства
и
художественного вкуса.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая
деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку
разнообразные движения, петь, танцевать.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба
цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с
образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной
цели и между предметами) осуществляется развитие представлений учащихся о
пространстве и умение ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами развивают
ловкость, быстроту реакции, точность движений.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер
(веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального
образа.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств
личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные
танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных
действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Программа по ритмике состоит из четырёх разделов:
1.
2.
3.
4.

Упражнения на ориентировку в пространстве
Ритмико-гимнастические упражнения
Игры под музыку
Танцевальные упражнения

В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен
их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся,
занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.
На каждом уроке осуществляется работа по всем разделам программы в
изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель
может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в
начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление,
успокоение.
Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям
ориентироваться в пространстве.

Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические
упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.
В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку
координационных движений.
Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения
ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность
учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить
учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем, учитель должен
сказать название, которое определяло бы характер движения. Например: «зайчик»
(подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик»
(подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать
детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать,
шагать).
После того как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных
животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен (2
класс ), таких, как «Почему медведь зимой спит», «Как на тоненький ледок», в
которых надо раскрыть не только образ, но и общее содержание. В дальнейшем (3
класс) предлагается инсценирование хорошо известных детям сказок. Лучше всего
начинать со сказок «Колобок», «Теремок». В 4 классе дети успешно показывают в
движениях музыкальную сказку «Муха-Цокотуха».
Обучению младших школьников танцам и пляскам предшествует работа по
привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и
элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой
отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со
спокойной русской мелодией, а топающего —с озорной плясовой. Почувствовать
образ помогают упражнения спредметами. Ходьба с флажками в руке заставляет
ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно
и легко.
Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и
познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их
названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и
др.).
Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре,
умению находить в движениях характерные особенности танцев разных
национальностей.
Условия реализации
Программа рассчитана на 4 года обучения - 1 час в неделю (135 ч.)
1 кл. – 33 ч., 2 кл. – 34 ч., 3 кл. – 34 ч., 4 кл. – 34 ч.
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс
1.
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с
отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги,
цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из
круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

2.
РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые
движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и
с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево
(класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с
предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме,

отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой,
выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы.
Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание
рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки
вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление
левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой
руки — в сторону и т. д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно
каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.
Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.
Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка
наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки
вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти
кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно
выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное
круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно,
с одной ноги на другую (маятник).
3. ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ

Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером
музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение
направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в
соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется
стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым,
комичным и т. д). Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных
на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки
зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с
определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача
притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке.
Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым
сопровождением.
4. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг.
Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп.
Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг,
шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с
платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на
пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу,
пляски с притопами, кружением, хлопками.
Танцы и пляски
Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе-то».
Стукалка. Украинская народная мелодия.
Подружились. Музыка Т. Вилькорейской.
Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия.

Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная мелодия.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

1 класс
Личностные результаты
Сформированность внутренней позиции обучающегося, которая находит отражение в
эмоционально-положительном отношении обучающегося к образовательному
учреждению
через
интерес
к
ритмико-танцевальным,
гимнастическим
упражнениям.Наличиеэмоциональноценностного
отношения
к
искусству,
физическим упражнениям.Развитие эстетического вкуса, культуры
поведения, общения, художественно-творческой и танцевальной способности.

Метапредметные результаты
 регулятивные





способность обучающегося понимать и принимать учебную цель и задачи;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
накопление представлений о ритме, синхронном движении.
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и
внеурочной деятельности

 познавательные
 навык умения учиться: решение творческих задач, поиск, анализ и
интерпретация информации с помощью учителя.
Учащиеся должны уметь:
 готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место
в строю и входить в зал организованно;
 под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное
положение (стоять прямо, неопускать голову, без лишнего напряжения в
коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;
 ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных
направлениях, не мешая друг другу;
 ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая
круг и не сходя с его линии;
 ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
 соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;
 выполнять игровые и плясовые движения;
 выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;
 начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.



коммуникативные
 умение координировать свои усилия с усилиями других;
 задавать вопросы, работать в парах, коллективе, не создавая проблемных
ситуаций.

2 класс
1. УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими
поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары.
Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во

время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать,
передавать друг другу, перекладывать с места на место.
2. РИТМИКО-ГИМНАСТНЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед
собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы
вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая
колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в
стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета (флажки,
мячи). Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен.
Выставление правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное
положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке.
Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку
осанки.
Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх — вниз с
одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук).
Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и
правой руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение
с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу: высокое поднимание
левой ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой
руки и т. д.). Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения.
Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки.
Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного
положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе
вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхивание
кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во время ветра).
Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол).
3. ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки,
динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий).
Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Выразительное
исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и
эмоциональная передача в движениях игровых образов И содержания песен.
Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с
предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных
песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
4. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Тихая, настороженная
ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег,
стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы.
Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Элементы русской пляски: шаг с притопом на
месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят
вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоче-. нившись одной рукой, другая с
платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек).
Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением.
Основные движения местных народных танцев.
Танцы и пляски
Зеркало. Русская народная мелодия «Ой, хмель, мой хмелек».
Парная пляска. Чешская народная мелодия.

Хлопки. Полька. Музыка Ю. Слонова.
Русская хороводная пляска. Русская народная мелодия «Выйду ль я на реченьку».
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

2 класс
Личностные результаты
Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные,
учебно-познавательные и внешние мотивы. Любознательность и интерес к новому
содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений,
мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих
танцевальных способностей; навыков творческой установки.Умение свободно
ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно
выполнять все игровые и плясовые движения.

Метапредметные результаты
 Регулятивные
 Умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки,
различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных
фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале;
 планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями
ее реализации;
 самовыражение ребенка в движении, танце.
 познавательные










Учащиеся должны уметь:
понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с
содержанием и особенностями музыки и движения;
организованно строиться (быстро, точно);
сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
самостоятельно определять нужное направление движения по словесной
инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;
соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять
общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;
правильно выполнять упражнения: «Хороводный шаг», «Приставной,
пружинящий шаг, поскок».

коммуникативные

 учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
 формулировать собственное мнение и позицию;
 договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной
деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
 умение координировать свои усилия с усилиями других.

3 класс
1. УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с
приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках,
держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в
два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления

одной группы детей на шаг вперед, другой — на шаг назад. Перестроение из общего
круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг.
Выполнение движений с предметами, более сложных, чем в предыдущих классах.

2. РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСККЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения головы.
Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их
перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с напряжением (растягивание
резинки). Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперед, в
стороны сдвижениями рук. Неторопливое приседание с напряженным разведением
коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. Поднимание на
носках и полуприседание. Круговые движения ступни. Приседание с одновременным
выставлением ноги вперед в сторону. Перелезание через сцепленные руки, через
палку. Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу в сторону и
поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону,
противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой ноги в сочетании с
круговыми движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию
движений
с
предметами
(флажками,
мячами,
обручами,
скакалками).
Одновременноеотхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в
среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением (под барабан, бубен).
Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Протопывание того,
что учитель прохлопал, и наоборот.
Упражнения на расслабление мышц. Выпрямление рук в суставах и напряжение
всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение,
давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на
мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус — стойка на
полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки. Перенесение
тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону.

3. ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование
музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в музыке,
сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных
движений. Исполнение движений пружиннее, плавнее, спокойнее, с размахом,
применяя для этого известные элементы движений и танца. Упражнения в передаче
игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развернутого
сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации. Придумывание
вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные,
игры с пением и речевым сопровождением.

4. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Повторение элементов танца по программе 2 класса. Шаг на носках, шаг
польки. Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп. Элементы
русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением
ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. Движения
парами: боковой галоп, поскоки. Основные движения народных танцев.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
3 класс
Личностные результаты
Сформированность самооценки, включая осознание своих возможностей,
способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха; умения видеть

свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех, проявить себя в
период обучения как яркую индивидуальность, создать неповторяемый сценический
образ. Раскрепощаясь сценически, обладая природным артистизмом, ребенок может
мобильно управлять своими эмоциями, преображаться, что способствует развитию
души, духовной сущности человека.

Метапредметные результаты
 регулятивные
 проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
 умение действовать по плану и планировать свою деятельность.
 воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении
танцевальных движений.
 познавательные

 умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их
выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять
инициативу и самостоятельность в обучении;
 рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три
колонны, шеренги;
 соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических
кругах;
 самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа
движений, руководствуясь музыкой;
 передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки:
напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.;
 передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;
 повторять любой ритм, заданный учителем;
 задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его
исполнения (хлопками или притопами).



коммуникативные

 учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
 допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том
числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера
в общении и взаимодействии;
 учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
 участие в музыкально-концертной жизни класса, школы, города и др.;

4 класс
1. УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в
шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов,
сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в
звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии
из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с
использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные,
чем в предыдущих классах.

2. РИТМИКО-ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперед,
назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к
плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким
изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей
рук. Повороты туловища в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые
движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе.
Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны,
сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп.
Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных
движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с
постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над
головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное
составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с
предметами (погремушками, бубном, барабаном).
Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с
мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной
головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и
руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация
распускающегося цветка).
То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).
3. ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка,
акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена
движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных
частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после
вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов
танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных
композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование
музыкальных сказок, песен.
4. ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе. Упражнения на
различение элементов народных танцев. Шаг кадрили: три простых шага и один
скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением назад
(спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Разучивание
народных танцев.
III. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
4 класс. Личностные результаты
Знание моральных норм и сформированность морально-этических суждений;
способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения
соблюдения/нарушения моральной нормы.
Развито чувство коллективизма, потребности и готовности к эстетической творческой
деятельности; эстетического вкуса, высоких нравственных качеств. Реализация
творческого потенциала в процессе выполнения ритмических движений под музыку;
позитивная самооценка своих музыкально - творческих возможностей.
Метапредметные результаты
 регулятивные
 преобразовывать практическую задачу в познавательную;

 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 целеустремлённость и настойчивость в достижении цели
 познавательные

Учащиеся должны уметь:
 правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с
характером и построением музыкального отрывка;
 отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно
менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Четко,
организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во
время веселой, задорной пляски;
 различать основные характерные движения некоторых народных танцев .



коммуникативные

 продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех
его участников;
 с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно
передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения
действия;
 умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных
музыкально-творческих задач, принимать на себя ответственность за
результаты своих действий.

IV.

Календарно-тематическое планирование
1 класс

№
урока
1
2

Дата
план.

Дата
факт.

Название темы
Что такое «Ритмика»? Основные
понятия.
Разминка. Поклон.

Кол-во
часов
1
1

Постановка корпуса. Основные
правила.
Позиции рук. Позиции ног.
Основные правила
Общеразвивающие упражнения

1

7
8

Ритмико-гимнастические упражнения

1
1

9

Разминка. Упражнения на дыхание

1
2
1

13

Движения по линии танца.
Игры под музыку. Комбинация
«Гуси».
Комбинация «Слоник».

14

Индивидуальные задания.

1

15
16

Ритмико-гимнастические упражнения
Разминка. Прыжки на скакалке

1
1

17-19

Позиции в паре. Основные правила.
Танец “Диско”. Элементы танца. Йога

3

20-21
22-23
24-25
26
27-30

Упражнения для улучшения гибкости
Комбинация «Ладошки».
Тренировочный танец «Стирка»
Ритмико-гимнастические упражнения
Разминка. Основные движения танца

2
2
2
1
4

3
4-5
6

10-11
12

Движения на развитие координации. Бег
и подскоки.

2
1

1

“Полька”. Разучивание движений.
Прыжки на скакалке.

31
32

Общеразвивающие упражнения.
Репетиция танца

1
1

33

Урок-смотр знаний

1

ИТОГО

33

1. Вводное занятие
Учащиеся знакомятся с предметом «Ритмика».
Беседа о целях и задачах, правилах поведения на уроках ритмики, о форме
одежды для занятий.
2. Основы хореографии
1. Поклон
2. Обучающиеся знакомятся со следующими понятиями:

- позиции ног;
- позиции рук;
- позиции в паре.
- точки класса;
Для ориентации лучше всего использовать схему, принятую А.Я.Вагановой.
Это – квадрат, который условно делит зал на восемь равных треугольников. Ц положение ученика, точки 1 – 8, располагающиеся по ходу часовой стрелки, - это
возможные направления поворотов корпуса или движений в пространстве.

4
3

5

6

Ö

7

2Çðè òåë ü1Çðè òåë ü8
При изучении элементов бального и народного танца целесообразно
познакомить детей еще с одной схемой – круг, линия танца. Движение танцующих по
кругу против часовой стрелки называется «по линии танца», по часовой стрелке –
«против линии танца».
3. Разминка
Проводится на каждом уроке в виде “статистического танца” в стиле аэробики
под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный
фон и повышает интерес к упражнениям.
Задача – развитие координации, памяти и внимания, умения “читать” движения,
увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.
Примерные упражнения:
- наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения;
- вытягивание шеи вперед из стороны в сторону;
- подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих);
- круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого;
- наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево;
- повороты корпуса вправо, влево, круговые движения;
- движения рук «волна»;
- подъем рук через стороны вверх и опускание вниз;
- то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону;
- подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево;
- работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты;
- пружинка на месте по VI позиции;
- перенос веса тела с одной ноги на другую;
- упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно
правой и левой, затем одновременно двух стоп;
4. Общеразвивающие упражнения
Движения по линии танца и диагональ класса:
- на носках, каблуках;
- шаги с вытянутого носка;

- перекаты стопы;
- высоко поднимая колени «Цапля»;
- выпады;
- ход лицом и спиной;
- бег с подскоками;
- галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног.
Упражнения на улучшение гибкости
- наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения;
- ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу;
- ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу;
- сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед;
- сидя на полу в парах, наклоны вперед;
- «бабочка»;
- «лягушка»;
- полу шпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны;
- полу шпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны;
- полу шпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад;
- полу шпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад;
- «кошечка»;
- «рыбка».
5. Ритмические комбинации
Отрабатываются разновидности шагов
1. Комбинация «Гуси»:
- шаги на месте;
- шаги с остановкой на каблук;
- шаги по точкам (I, III, V, VII);
- приставные шаги.
Можно исполнить в народном характере. Схема остается та же, только вместо
приставных шагов исполняется «гармошка».
2. Комбинация «Слоник»:
- шаг приставка, руками «нарисовать» уши;
- шаг назад, руки вытянуть вперед вверх;
- пружинка на месте, в стороны;
- пружинка назад;
- колено, локоть;
- прыжки.
Дается задание детям «нарисовать» любимое животное. Таким образом выявляются
творческие способности учащихся, их воображение и мышление.
3. Комбинация «Ладошки»
Пары встают лицом друг к другу и делают различные хлопки по одному и в
парах. Можно добавить притопы
6. Диско танцы
Отрабатываются разновидности шагов.
1.Танец «Стирка»
Имитируется процесс стирки белья.
- два шага вправо, два шага влево, стираем;
- полощем;
- выжимаем;
- развешиваем;
- устали.

2. Танец «Лимбо»
- приставные шаги вперед-назад;
- приставной шаг вперед, два кик вперед, приставной шаг назад;
приставной шаг вперед, два кик вперед и два хлопка, приставной шаг назад,
поворот.
Движения повторяются по четырем точкам (1, 3, 5, 7).
7. Урок-смотр знаний
Проводится в конце учебного года.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);
- популярные детские песни.
Знания и умения
- знать позиции рук, ног, точки класса;
- знать движения, выученные за год;
- знать названия движений и танцев;
- знать танцы, выученные за год;
- уметь танцевать в заданном темпе.

Календарно-тематическое планирование, 2 класс
№
урока
1

Дата
План.

Дата
факт

Название темы

Вводное занятие. Беседа о технике

Кол-во
часов
1

безопасности на уроке, при выполнении
упражнений, разучивании танцев.

Разминка.

1

3-4

Общеразвивающие упражнения.

2

5-9

Танец «Полька».

5

Тренировочный танец “Ладошки”.
Основные движения, переходы в позиции
рук.

2

Разминка.

1

13-14

Движения по линии танца.

2

15-19

Танец «Вару – Вару».

5

20-23

4

24

Элементы народной хореографии:
ковырялочка, лесенка, елочка.
Разминка. Прыжки на скакалке

25

Общеразвивающие упражнения. Йога

1

Танец «Диско».

5

31

Разминка. Прыжки на скакалке

1

32

Движения по линии танца.

1

33

Индивидуальное творчество «Я – герой

1

2

10-11
12

26-30

1

любимой сказки».
34

Урок-смотр знаний

1

ИТОГО

34

1. Разминка
Закрепляются знания и навыки.
2. Общеразвивающие упражнения
- простые бытовые шаги на каждую четверть;
- шаги на полупальцах;
- шаги с вытянутого носка;
- шаги на пятках;
- сочетание шагов на пятках и носках;
- шаги с высоко поднятыми коленями («цапля»);
- подъем на полупальцы и опускание на всю стопу по VI позиции;
- приседания и выпрямление ног по VI, II и I позициям;
- перенос веса тела с одной ноги на другую;
- упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полувыворотную)
поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп;
- упражнения на устойчивость – «цапля». Подъем и опускание согнутой в
колене ноги по VI позиции;
- сгибание ноги с отведением голени назад (в дальнейшем исполняется с
продвижением на легком беге);
- шаг в сторону с приставкой (раз-два), два хлопка (три-четыре);
- шаг вперед с приставкой (раз-два), два хлопка (три-четыре);
- шаг в сторону и точка (тэп) – удар носком об пол без переноса веса тела (раздва);
- шаг в сторону и кик – выброс свободной ноги по диагонали вперед накрест
перед опорной ногой (раз-два);
- три шага в сторону и кик (раз-два-три-четыре);
- три шага в сторону и тэп с хлопком (раз-два-три-четыре);
- «пружинка» с шагом (на затакт – присесть, раз – шагнуть вправо,
выпрямляя колени, и – присесть, два – приставить левую ногу к правой, выпрямляя
колени);
- прыжки по VI позиции в различном темпе и ритме;
- прыжки трамплинные по I, II и VI позициям;
- прыжки с согнутыми коленями по VI позиции;
- бег с высоко поднятыми коленями («лошадки»);
- бег с подниманием выпрямленных ног вперед и назад;
- мелкий бег на полупальцах;
- подскоки на месте с поворотом вправо, влево.
Движения по линии танцев:
- на носках, каблуках;
- шаги с вытянутого носка;
- перекаты стопы;
- высоко поднимая колени «цапля»;
- выпады;
- ход лицом и спиной;
- бег с подскоками;
- галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног;
- позиции европейских танцев;
- позиции латиноамериканских танцев;
- линия танца;
- направление движения;
- углы поворотов.

Упражнения на улучшение гибкости
Закрепляются знания и навыки.
3. Диско танцы
1. Танец «Полька»
- галоп по линии танца;
- подскоки по линии танца;
- «Полька» по линии танца;
- хлопушки и прыжки.
2. Танец «Диско»
- шаг-приставка в сторону (вперед, назад);
- пружинка;
- «треугольник»;
- боковое;
- дорожка вперед;
- дорожка назад;
- приседание по II позиции;
- движения рук.
4. Музыкально-ритмическая игра
«Я - герой любимой сказки»
Выявляются творческие возможности учащихся.
Каждый ученик представляет себя сказочным героем, изображая его в танце.
Импровизация сказки.
5. Урок-смотр знаний
Проводится в конце учебного года
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);
- популярные детские песни.
Обязательно иметь в наличии композиции танцев «Полька», «Вару-вару».
Знания и умения
- знать движения, выученные за год;
- знать названия движений и танцев;
- знать танцы, выученные за год;
- уметь координировать движения;
- уметь ориентироваться в танцевальном классе;
- уметь танцевать в заданном темпе.

Календарно-тематическое планирование, 3 класс
№
урока

Дата
план

Дата
факт

Название темы

Колво
часов

Вводное занятие. Беседа о технике
безопасности на уроке, при выполнении
упражнений, разучивании танцев.
Разминка.

1

Общеразвивающие упражнения.

2

Ритмико-гимнастические упражнения

1

Танец «Вару-Вару»

5

Разминка.

1

Упражнения на развитие координации
движений.
Танец «Сударушка»

3

1

21-22

Разминка. Прыжки на скакалке.
Упражнения на дыхание
Общеразвивающие упражнения.

23-24

Упражнения на координацию движений.

2

25-29

Танец «Самба».

5

30

Я – герой сказки. Любимый персонаж сказки
(имитация под музыку).

1

31

Разминка. Прыжки на скакалке

1

32

Общеразвивающие упражнения. Йога

1

33

Индивидуальное творчество.

1

34

Урок-смотр знаний

1

ИТОГО

34

1

2
3-4
5
6-10
11
12-14
15-19
20

1. Разминка
Закрепляются знания и навыки.
2. Общеразвивающие упражнения
Упражнения на развитие координации
Координировать – значит согласовывать, устанавливать целесообразные
соотношения между действиями. Например:
- приставные шаги и работа плеч: вместе, поочередно;
- приставные шаги и работа головы, повороты, круг;
- перекаты стопы, работа рук: вверх, вниз, в стороны.

1

5

2

Свободные комбинации.
Упражнения на улучшение гибкости
Основные направления подготовки в целом сохраняются с некоторым
усложнением задач.
3. Диско танцы
1. Танец «Вару-Вару»
- шаг-приставка по одному, в парах;
- прыжки по одному, в парах;
- хлопушки по одному, в парах;
- шаг-поворот по одному, в парах;
- полностью танец по одному, в парах.
2. Танец «Сударушка»
- шаг по л. т. по одному, движения рук;
- выход в парах;
- приглашение к танцу;
- «расходимся – сходимся».
4.Бальные танцы (латиноамериканская программа)
1. Танец «Самба»
- основное движение по одному, в парах;
- самба-ход на месте по одному, в парах;
- бота-фого по одному, в парах;
- виск по одному, в парах;
- виск с поворотом;
- самба-ход;
- самба-ход в променадной позиции;
- поворот под рукой;
- Вольта
5. Индивидуальное творчество
Дается задание детям «нарисовать» любимое животное. Таким образом
выявляются творческие способности учащихся, их воображение и мышление.
6. Урок-смотр знаний
Проводится в конце учебного года
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Разминку следует проводить под латиноамериканские мотивы. Обязательно
иметь в наличии композиции танцев «Рилио», «Сударушка», «Самба», «Ча-ча-ча».
Знания и умения
- знать движения, выученные за год;
- знать названия движений и танцев;
- знать танцы, выученные за год;
- знать танцевальные схемы;
- уметь координировать движения;
- уметь ориентироваться в танцевальном классе;
- уметь танцевать в заданном темпе

Календарно-тематическое планирование, 4 класс
№
урока

Дата
план

Дата
факт

Название темы

Колво
часов

Вводное занятие. Беседа о технике
безопасности на уроке, при выполнении
упражнений, разучивании танцев.
Разминка.

1

3-4

Общеразвивающие упражнения.

2

5-9

Танец «Джайв».

5

10-11

Разминка.

2

12-13

Движения по линии танца, перестроение,
диагональ класса.
Танец «Джайв»

2

Общеразвивающие упражнения. Йога

1

Разминка. Прыжки на скакалке

2

Упражнения на развитие координации.

1

Танец «Фигурный вальс»

5

27

Разминка. Прыжки на скакалке

1

28

Упражнения на улучшение гибкости.
Дыхание
Танец «Фигурный вальс»

1

Урок-смотр знаний

1

ИТОГО

34

1

2

14-17
18
19-20
21
22-26

29-33
34

1. Разминка
Закрепляются знания и навыки.
2. Общеразвивающие упражнения
- движение по линии танцев, перестроение, диагональ класса;
- упражнения на развитие координации;
- Упражнения на улучшение гибкости.
Основные направления подготовки в целом сохраняются с некоторым
усложнением задач.
3. Бальные танцы (латиноамериканская программа)

1

4

5

1.Танец «Джайв»
- основной шаг по одному, в парах;
- раскрытие и закрытие по одному, в парах;
- американ спин;
- хлыст по одному, в парах;
- смена мест справа налево по одному, в парах;
- смена мест слева направо по одному, в парах;
- стоп энд гоу по одному, в парах.
4.Фигурный вальс
- балансе;
- вальс правый поворот;
- вальс левый поворот;
- окошечко;
- раскрытие;
- повороты;
- вальсовая дорожка;
- переходы из позиции в позицию;
- поклон.
5. Урок-смотр знаний
Проводится в конце учебного года.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Разминку следует проводить под латиноамериканские мотивы. Обязательно
иметь в наличии композиции танцев «Джайв», «Вальс»:
- фигурный вальс;
- медленный вальс;
- венский вальс;
- классический вальс.
Знания и умения
- знать движения, выученные за год;
- знать названия движений и танцев;
- знать танцы, выученные за год;
- знать танцевальные схемы;
- уметь танцевать в заданном темпе.

V. СРЕДСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материальные средства:
- учебный кабинет, актовый зал;
- магнитофон;
- компьютер, оснащенный звуковыми колонками;
- фонотека; диски DVD, диски DVD– караоке

- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);
- наглядные демонстрационные пособия;
- коврики для выполнения упражнений;
- мячи, гимнастические палки, спортивные ленты.

ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева М. Дождик песенку поет. – М.: Музыка, 1981.
2. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М.: Музыка, 1979.
3. Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. – М.: Просвещение,
1984.
4. Бекина С., Ломова Т. Хоровод веселый наш. – М.: Музыка, 1980.
5. Бекина С., Соболева Э., Комальков Ю. Играем и танцуем. – М.: Советский
композитор, 1984.
6. Бычаренко Т. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для
подготовительных классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1984.
7. Волкова Л. Музыкальная шкатулка. Вып. I-III. – М.: Музыка, 1980.
8. Дубянская Е. Нашим детям. – Л.: Музыка, 1971.
9. Дубянская Е. Подарок нашим малышам. – Л.: Музыка, 1975.
10. Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. – М.: Просвещение,
1971.
11. Коза-Дереза: Народные сказки с музыкой. Под ред. Н. Метлова. – М.: Музыка,
1969.
12. Медведева М. А мы просо сеяли: Русские народные игры и хороводы для детей
младшего возраста. Вып. 3, 4. – М.: Музыка, 1981.
13. Метлов Н., Михайлова Л. Мы играем и поем: Музыкальные игры для детей
дошкольного и младшего дошкольного возраста. – М.: Советский
композитор, 1979.
14. Слонов Н. Аленушка и лиса: Русская народная сказка. – В сб.: Гори, гори ясно.
– М.: Музыка, 1984.
15. Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.: Советский
композитор, 1989.
16. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. – М.: Советский
композитор, 1991.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».