Педагогическая коррекция Математика 6 класс

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ.
Данный курс предназначен для учащихся 6 классов ОВЗ. Программа рассчитана на 34 часа.
Цель коррекционных занятий по математике в 6 кл - повышение уровня общего развития
учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная
работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция
отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к
восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках
целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. Работа в часы индивидуальногрупповых занятий направлена на общее развитие. Исходным принципом для определения
целей и задач коррекции, а также способов их решения является принцип единства
диагностики и коррекции развития.
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционных занятий по математике в 6 в разработана в соответствии
с программой для общеобразовательных учреждений .Программа. Планирование учебного
материала. Математика 5-6 классы. Автор-составитель :В.И.Жохов ,М.; «Мнемозина»,
2009г
Учебник:Н.Я.Виленкин и др. «Математика-6».Программа рассчитана на 34 часа.
Организация и основные направления индивидуально-групповых коррекционных
занятий по математике.
Система коррекционной работы предусматривает проведение с обучающимися
индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной
направленности. Они включены в учебный план ОУ.
Содержание занятий исключает формальный механический подход, «натаскивание» в
формировании отдельных навыков.
Планируется не столько достижение отдельного результата (например, выучить таблицу
умножения), сколько создание условий для улучшения возможностей развития ребенка в
целом. Коррекционные занятия по математике проводятся с учащимися по мере
выявления учителем, психологом индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
При обучении учитываются следующие показатели:
1. Физическое состояние и развитие ребенка:
- динамика физического развития (анамнез);
- состояние слуха, зрения;
- особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая
напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их
остаточных явлений);
- координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при
необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие
гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);
- особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность,
пресыщаемость, усидчивость, темп работы; увеличение количества ошибок к концу урока
или при однообразных видах деятельности; жалобы на головную боль).
2. Особенности и уровень развития познавательной сферы:
- особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного
расположения предметов (глубина восприятия, его объективность);
- особенности внимания: объем и устойчивость, концентрация, способность к
распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень
развития произвольного внимания;
- особенности памяти: точность постоянство, возможность долговременного запоминания,

умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти;
преобладающий вид памяти (зрительная, слуховая, двигательная, смешанная);
преобладание логической или механической памяти;
- особенности мышления: уровень овладения операциями анализа, сравнения, синтеза
(умение выделить существенные элементы, части, сравнить предметы с целью выявления
сходства и различия; способность обобщать и делать самостоятельные выводы; умение
устанавливать причинно-следственные связи);
- особенности речи: дефекты произношения, объем словарного запаса, сформированность
фразовой речи, особенности грамматического строя, уровень сформированности
интонации, выразительности, ясности, силы и высоты голоса);
- познавательные интересы, любознательность.
3. Отношение к учебной деятельности, особенности мотивации:
- особенности отношений , реакция ученика на замечания, оценку его деятельности;
осознание своих неуспехов в учебе, отношение к неудачам (безразличие, тяжелые
переживания, стремление преодолеть затруднения, пассивность или агрессивность);
отношение к похвале и порицанию;
- способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному
образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;
- умение планировать свою деятельность.
4. Особенности эмоционально-личностной сферы:
- эмоционально-волевая зрелость, глубина и устойчивость чувств;
- способность к волевому усилию;
- преобладающее настроение (мрачность, подавленность, злобность, агрессивность,
замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность);
- внушаемость;
- наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;
- наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и
др.);
- отношение к самому себе (недостатки, возможности); особенности самооценки;
- отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность,
взаимоотношения со сверстниками и старшими);
- особенности поведения в школе и дома;
- нарушения поведения, вредные привычки.
5. Особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой:
- общая осведомленность в кругу бытовых понятий, знания о себе и об окружающем мире;
- сформированность навыков чтения, счета, письма соответственно возрасту и классу;
- характер ошибок при чтении и письме, счете и решении задач.
Изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать сроки
коррекционной работы.
Продолжительность занятий по математике с одним учеником или группой не превышает
20 минут. В группу можно объединять 3-4 ученика, у которых обнаружены одинаковые
пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной
деятельности. Работа с целым классом или большим количеством учащихся на этих
занятиях не допускается.
При организации коррекционных занятий по математике необходимо исходить из
возможностей ребенка: задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть
доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить
ученику переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем
трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям
ребенка.
Цель и результаты не должны быть слишком отдалены во времени от начала выполнения

задания, они должны быть значимы для обучающихся, поэтому при организации
коррекционного воздействия необходимо создание дополнительной стимуляции (похвала
учителя, соревнование и т..).
В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке математики,
важно создать ситуацию достижения успеха на индивидуально-групповом занятии. С этой
целью использую систему условной качественно-количественной оценки достижений
ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий по математике
необходимо также помнить и об особенностях восприятия учащимися учебного материала
и специфике их мотивации деятельности. Эффективно использование различного рода
игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, задач, способных сделать
учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие навыков каллиграфии;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма,
величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми
понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной
сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и
т.д.).
6. Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Психолого-дидактические принципы коррекционной работы предусматривают:
- введение в содержание обучения разделов, предусматривающих восполнение пробелов
предшествующего развития, формирование готовности к восприятию наиболее сложных
разделов программы;
- использование методов и приемов обучения с ориентацией на ребенка, т.е.создание
оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей;
- коррекционную направленность учебно-воспитательного процесса, обеспечивающего
решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной деятельности и

речи ребенка, преодоление индивидуальных недостатков развития;
Среди задач коррекционно-развивающего учебно-воспитательного направления особо
выделяются и имеют методическую обеспеченность:
- развитие познавательной активности детей (достигается реализацией принципа
доступности учебного материала, обеспечением при решении учебных задач);
- развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения,
навыков группировки и классификации;
- нормализация учебной деятельности, формирование умения ориентироваться в задании,
воспитание самоконтроля и самооценки;
- развитие словаря, устной монологической речи детей в единстве с обогащением
знаниями и представлениями об окружающей действительности;
- логопедическая коррекция нарушений речи;
- психокоррекция поведения ребенка;
- социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
Методические принципы построения содержания учебного материала, направленные
на обеспечение системного усвоения знаний учащихся, включает:
- усиление практической направленности изучаемого материала;
- выделение сущностных признаков изучаемых явлений;
- опору на жизненный опыт ребенка;
- опору на объективные внутренние связи в содержании изучаемого материала как в
рамках одного предмета, так и между предметами;
- соблюдение в определении объема изучаемого материала принципа необходимости и
достаточности;
- введение в содержание учебных программ коррекционных разделов,
предусматривающих активизацию познавательной деятельности, усвоенных ранее знаний
и умений детей, формирование школьно-значимых функций, необходимых для решения
учебных задач.

Тематическое планирование коррекционных занятий по математике
в 6 классах ОВЗ на 2023/2024 уч.год
Тема

N
1

Развитие зрительного восприятия и узнавания. Развитие
речи, овладение техникой речи.
Расширение представлений об окружающем мире и
обогащение словаря.
Делители и кратные.

2

Расширение представлений об окружающем мире ,развитие
наглядно-образного мышления. Развитие памяти и
внимания. Развитие речи, овладение техникой
речи. Признаки делимости.

3

Развитие умения работать по алгоритму.
Признаки делимости на 2,5,3,10

Дата

Корректир
овка

4

Развитие речи, овладение техникой речи ,обогащение
словаря.
Разложение на простые множители.

5

Развитие умения работать по алгоритму. Развитие речи,
овладение техникой речи. Разложение на простые
множители.

6

Развитие наглядно-образного мышления. Развитие умения
работать по алгоритму. Наименьшее общее кратное.

7

Развитие памяти и внимания.
Развитие речи, овладение техникой речи.
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.

8

Развития умения работать по алгоритму.Сложение
вычитание смешанных чисел.

9

Развития умения работать по алгоритму.Сложение
вычитание смешанных чисел.

10 Развитие логического мышления.
Развитие речи, овладение техникой речи.
Обогащение словаря. Умножение дробей.
11 Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Нахождение дроби от числа.
12 Свойства умножения. Развитие памяти и внимания.
13 Развитие памяти и внимания. Умножение дробей.
14 Развитие умения анализировать , сопоставлять. Взаимо
обратные числа. Деление дробей.
15 Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Развитие
наглядно-образного мышления. Деление дробей.
16 Развитие памяти и внимания. Дробные выражения.
17 Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Дробные
выражения.
18 Развитие памяти и внимания. Развитие соотносительного
анализа.Пропорция.
19 Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Развитие
мышления.Пропорция.
20 Развитие зрительного восприятия и узнавания. Прямая и
обратная пропорциональность.
21 Развитие памяти и внимания. Коррекция пробелов в
знаниях.Длина окружности и площадь круга.
22 Развитие умения работать по алгоритму. Положительные и
отрицательные числа.

23 Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Развитие
мышления.Положительные и отрицательные числа.
24 Развитие памяти и внимания. Положительные и
отрицательные числа.
25 Развитие логического мышления.
Развитие речи, овладение техникой речи.
Сложение и вычитание отрицательных и положительных
чисел.
26 Коррекция пробелов в знаниях. Сложение и вычитание
отрицательных и положительных чисел.
27 Развитие речи, развитие логического мышления. Сложение и
вычитание отрицательных и положительных чисел.
28 Развитие речи, овладение техникой речи. Развитие умения
работать по алгоритму.
Коррекция пробелов в знаниях по теме «Умножение и
деление отрицательных и положительных чисел».
29 Развития умения анализировать и сопоставлять. Развитие
умения работать по алгоритму. Умножение и деление
отрицательных и положительных чисел.
30 Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. Решение
уравнений.
31 Развитие памяти и внимания.Решение уравнений.
32 Развитие памяти и внимания. Развитие наглядно-образного
мышления .Совместные действия с обыкновенными
дробями.
33 Развитие наглядно-образного мышления . Развитие
зрительного восприятия и узнавания. Коррекция
индивидуальных пробелов в знаниях по теме «Координаты
на плоскости».
34 Коррекция пробелов в знаниях.Совместные действия с
обыкновенными дробями.

Используемая литература:
Программа. Планирование учебного материала.
Математика.5-6 классы. Автор-составитель:
В.И.Жохов М.; «Мнемозина»,2009г

Н.Я.Виленкин и др. «Математика-6» ,М.,
«Мнемозина»,2012г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».