Педагогическая коррекция Русский язык 5 класс

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) п. 2.9.5. и реализуется на основе следующих
документов:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
 Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в
образовательном процессе в текущем учебном году.
 Учебный план МАОУ СОШ №14 на 2023−2024 учебный год.
При планировании использован материал учебника русского языка для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. Авторы: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова (4-е изд. М.: Просвещение, 2019).
Выбор мотивирован тем, что он:


соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности учащихся, социальному заказу; построен с учётом
принципов системности, научности, доступности и преемственности;



способствует развитию коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций учащихся;



обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию и особые образовательные
потребности учащихся;



конкретизирует материал для изучения, исходя из возможностей учащихся, программных требований к умениям учащихся по итогам
обучения в 5 классе.

Цель: развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями
общения.
Задачи:


формирование достаточно прочных навыков грамматического письма;



формирование умения последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи;



развитие речи учащихся, обогащение её словаря;



воспитание у обучающихся целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, трудолюбия,
самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
2

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при
формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
1. Коррекция фонематического слуха, памяти.
2. Коррекция артикуляционного аппарата.
3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.
4. Коррекция мышц мелкой моторики.
5. Коррекция познавательных процессов.
6. Коррекция грамматического строя речи.
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов,
заданий на установление соответствия, ответов на вопросы, анализа письменных работ. Тексты, контрольно-измерительные материалы
созданы в соответствии с психофизическими особенностями обучающейся 5 класса.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В процессе изучения русского языка у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые
орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Курс направлен на коррекцию высших психических
функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
В 5 классе осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. Учитывая
особенности детей с ОВЗ, ценностные ориентиры курса мы направляем на развитие речи учащихся как средства общения и как способа
коррекции их мыслительной деятельности.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по адаптированной программе для детей с
умственной отсталостью. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию,
обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того
уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Содержание обучения предмету имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности
обучения является ведущим.
3

3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Данная программа рассчитана на 68 часов в год (2 учебных часа в неделю).
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств
личности;
2) уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
3) достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения.

Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
4) опознавание и анализ основных единиц языка.

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Повторение.
Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и
второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю,
я. Согласные звонкие и глухие. Правописание парных согласных на конце слов. Буквы е, ё, я на конце слова и после гласных. Гласные
ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.
Состав слова. Текст.
Состав слова.
Корень и однокоренные слова. Части слова. Упражнения в образовании слов.
Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова.
Правописание приставок. Приставка и предлог.
Разделительный Ъ.
4

Части речи. Текст.
Общее понятие о частях речи: существительное, прилагательное, глагол. Умение различать их по вопросам и значению.
Имя существительное.
Понятие об имени существительном. Собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные имена
существительные.
Изменение существительных по числам.
Род имен существительных, умение его различать.
Мягкий знак после шипящих в конце существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода.
Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.
Понятие о склонении имен существительных.
Падежные окончания имен существительных. Упражнения в одновременном склонении существительных, относящихся к
разным склонениям.
Изменение прилагательных по родам.
Изменение глаголов по временам.
Предложение. Текст.
Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах.
Повторение.
Состав слова. Существительное. Прилагательное. Глагол. Предложение.
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Раздел

Кол-во
часов

Основные виды деятельности

Повторение.

13

Выполнение практических упражнений в составлении и
распространении предложений. Работа с деформированным
текстом. Составление рассказа по серии картинок, по
вопросам. Расположение слов в алфавитном порядке. Работа с
деформированным текстом. Сравнение понятий текст и не
5

Сочине
ние

Изложе
ние

1

Формы
промежуточной
аттестации и
итогового
контроля
В/к - 1
К/д - 1

текст. Запись слов, подчёркивание слогов с буквами Е, Ё, Ю,
Я. Обозначение мягких согласных буквами: ь, е, ё, ю, ы.
Сравнение текста с набором предложений. Составление
предложений из данных в разбивку слов. Расстановка
ударения в словах, вставка пропущенных букв.
Составление предложений по плану. Вставить пропущенные
слова в текст. Игра «Собери слово». Разбор слова по составу.
Образовать новые слова с помощью приставок и
суффиксов. Вставить слова в предложение. Подбор
проверочных слов. Выбрать проверяемые слова и
проверочные. Выделение в слове корня, подбор однокоренных
слов. Образование слов с помощью приставок.

1

К/д - 1

Части речи. Текст. 15

Ответить на вопросы, используя рисунки. Замена глаголов и
прилагательных существительными. Работа с иллюстрацией.
Составление небольшого рассказа по ней. Подобрать к
существительным прилагательные. Найти существительные
заданного рода. Найти существительные и указать их
род. Распространение предложения существительными.
Выделение падежных окончаний.

1

К/д - 3

Предложение.
Текст.

15

Соблюдать порядок слов в предложении. Определение границ
предложений. Работа по восстановлению и распространению
текста. Вставить в текст пропущенные сказуемые. Постановка
вопроса к подлежащему. Дополнения предложений
подлежащими. Составление предложений и рассказа по
вопросам учителя, по картине, по серии картин, по
материалам наблюдений. Составление рассказа по опорным
словам после разбора с учителем.

Повторение.

15

Дифференциация предлогов и приставок. Составление устного

Состав слова.
Текст.

15

6

1

К/д - 1

И/к - 1

рассказа по картинке. Восстановление текста записки.
Составление предложений по картинкам. Разбор предложений,
зарисовка схем однородных членов предложения. Выполнение
упражнений и заданий из рабочей тетради.
Итого:

2

68

2

8

Условные обозначения: В/к – входная контрольная, К/д – контрольный диктант, И/к – итоговая контрольная.
7. УЧЕБНОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебник: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы. 4-е изд. М.: Просвещение, 2019.
Рабочая тетрадь: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова, Я.В. Коршунова. Русский язык. 5 класс. Рабочая тетрадь для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями. 4-е изд. М.: Просвещение, 2019.
Оборудование класса: ученические столы двухместные с комплектом стульев, стол учительский, шкафы для хранения учебников,
дидактические материалы, доска, мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска.
Список учащихся:
5А Дуплищев Константин Викторович ОВЗ
Ермолин Кирилл Алесеевич ОВЗ
Ситников Михаил Вячеславович ОВЗ
5Б Шуповалов Никита Романович ОВЗ
5В Нестеров Федор Олегович ОВЗ
Раимжонов Ильяс Бобурович ОВЗ

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».