1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Адаптированная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) п. 2.9.5. и реализуется на основе следующих документов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году. Учебный план МАОУ СОШ №14 на 2023−2024 учебный год. При планировании использован материал учебника русского языка для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Авторы: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова (4-е изд. М.: Просвещение, 2019). Выбор мотивирован тем, что он: соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности учащихся, социальному заказу; построен с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; способствует развитию коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций учащихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию и особые образовательные потребности учащихся; конкретизирует материал для изучения, исходя из возможностей учащихся, программных требований к умениям учащихся по итогам обучения в 5 классе. Цель: развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения. Задачи: формирование достаточно прочных навыков грамматического письма; формирование умения последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи; развитие речи учащихся, обогащение её словаря; воспитание у обучающихся целенаправленности, терпеливости, работоспособности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля, умения планировать работу и доводить начатое дело до завершения. 2 Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности. Основные направления коррекционной работы: 1. Коррекция фонематического слуха, памяти. 2. Коррекция артикуляционного аппарата. 3. Коррекция слухового и зрительного восприятия. 4. Коррекция мышц мелкой моторики. 5. Коррекция познавательных процессов. 6. Коррекция грамматического строя речи. Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения открытых и закрытых тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы, анализа письменных работ. Тексты, контрольно-измерительные материалы созданы в соответствии с психофизическими особенностями обучающейся 5 класса. 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В процессе изучения русского языка у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Курс направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития. В 5 классе осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. Учитывая особенности детей с ОВЗ, ценностные ориентиры курса мы направляем на развитие речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации. Содержание обучения предмету имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. 3 3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Данная программа рассчитана на 68 часов в год (2 учебных часа в неделю). 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности; 2) уважительное отношение к родному языку, гордость за него; 3) достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. Предметные 1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; 4) опознавание и анализ основных единиц языка. 5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Повторение. Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации. Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание парных согласных на конце слов. Буквы е, ё, я на конце слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит. Состав слова. Текст. Состав слова. Корень и однокоренные слова. Части слова. Упражнения в образовании слов. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный Ъ. 4 Части речи. Текст. Общее понятие о частях речи: существительное, прилагательное, глагол. Умение различать их по вопросам и значению. Имя существительное. Понятие об имени существительном. Собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные имена существительные. Изменение существительных по числам. Род имен существительных, умение его различать. Мягкий знак после шипящих в конце существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода. Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам. Понятие о склонении имен существительных. Падежные окончания имен существительных. Упражнения в одновременном склонении существительных, относящихся к разным склонениям. Изменение прилагательных по родам. Изменение глаголов по временам. Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. Повторение. Состав слова. Существительное. Прилагательное. Глагол. Предложение. 6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Раздел Кол-во часов Основные виды деятельности Повторение. 13 Выполнение практических упражнений в составлении и распространении предложений. Работа с деформированным текстом. Составление рассказа по серии картинок, по вопросам. Расположение слов в алфавитном порядке. Работа с деформированным текстом. Сравнение понятий текст и не 5 Сочине ние Изложе ние 1 Формы промежуточной аттестации и итогового контроля В/к - 1 К/д - 1 текст. Запись слов, подчёркивание слогов с буквами Е, Ё, Ю, Я. Обозначение мягких согласных буквами: ь, е, ё, ю, ы. Сравнение текста с набором предложений. Составление предложений из данных в разбивку слов. Расстановка ударения в словах, вставка пропущенных букв. Составление предложений по плану. Вставить пропущенные слова в текст. Игра «Собери слово». Разбор слова по составу. Образовать новые слова с помощью приставок и суффиксов. Вставить слова в предложение. Подбор проверочных слов. Выбрать проверяемые слова и проверочные. Выделение в слове корня, подбор однокоренных слов. Образование слов с помощью приставок. 1 К/д - 1 Части речи. Текст. 15 Ответить на вопросы, используя рисунки. Замена глаголов и прилагательных существительными. Работа с иллюстрацией. Составление небольшого рассказа по ней. Подобрать к существительным прилагательные. Найти существительные заданного рода. Найти существительные и указать их род. Распространение предложения существительными. Выделение падежных окончаний. 1 К/д - 3 Предложение. Текст. 15 Соблюдать порядок слов в предложении. Определение границ предложений. Работа по восстановлению и распространению текста. Вставить в текст пропущенные сказуемые. Постановка вопроса к подлежащему. Дополнения предложений подлежащими. Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, по серии картин, по материалам наблюдений. Составление рассказа по опорным словам после разбора с учителем. Повторение. 15 Дифференциация предлогов и приставок. Составление устного Состав слова. Текст. 15 6 1 К/д - 1 И/к - 1 рассказа по картинке. Восстановление текста записки. Составление предложений по картинкам. Разбор предложений, зарисовка схем однородных членов предложения. Выполнение упражнений и заданий из рабочей тетради. Итого: 2 68 2 8 Условные обозначения: В/к – входная контрольная, К/д – контрольный диктант, И/к – итоговая контрольная. 7. УЧЕБНОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Учебник: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. 4-е изд. М.: Просвещение, 2019. Рабочая тетрадь: Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова, Я.В. Коршунова. Русский язык. 5 класс. Рабочая тетрадь для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. 4-е изд. М.: Просвещение, 2019. Оборудование класса: ученические столы двухместные с комплектом стульев, стол учительский, шкафы для хранения учебников, дидактические материалы, доска, мультимедийный проектор, ноутбук, интерактивная доска. Список учащихся: 5А Дуплищев Константин Викторович ОВЗ Ермолин Кирилл Алесеевич ОВЗ Ситников Михаил Вячеславович ОВЗ 5Б Шуповалов Никита Романович ОВЗ 5В Нестеров Федор Олегович ОВЗ Раимжонов Ильяс Бобурович ОВЗ 7