1-4 тнр

Пояснительнаязаписка.
Реализация коррекционно-развивающей области является обязательной составной частью
комплексного сопровождения обучающихся с ТНР НОО. Программа направлена на исправление
различных типичных недостатков психологического развития, которые в совокупности определяют
наличиеособыхобразовательныхпотребностейдетей,относимыхкэтойгруппе.Вчастности,занятия
способствуют развитию эмоционально-личностной сферы и коррекции её недостатков, развитию
познавательной деятельности, преодолению коммуникативных барьеров и поддержку в освоении
адаптированной основной общеобразовательной программы.
Содержание психокоррекционных занятий в разработанной программе подобрано с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР, перечисленных во ФГОС НОО.
Программакоррекционнойработыобеспечивает:
-выявлениеособыхобразовательныхпотребностейобучающихсясТНР,обусловленных
недостаткам в их физическом и (или) психическом (речевом) развитии;
-осуществлениеиндивидуальноориентированнойпомощиобучающимсясТНРсучетомпсихофизического и речевогоразвития;
-возможностьосвоенияобучающимисясТНРадаптированнойосновнойобщеобразовательной
программы начального общего образования и их интеграции в образовательной организации.
Программапсихокоррекционнойработыпредусматривает:
-реализацию коррекционно-развивающей области через индивидуальную/подгрупповую
психолого-педагогическую работу, обеспечивающую удовлетворение особых образовательных
потребностейобучающихсясТНР,преодолениенеречевыхиречевыхрасстройстввсиндромеречевой
патологии;
-обеспечение коррекционной направленности воспитательных мероприятий, что позволяет
обучающимсясТНРсамостоятельноповышатьсвоикомпенсаторные,адаптационныевозможностив
условиях урочной и внеурочной деятельности;
-коррекцию речевых нарушений и совершенствование коммуникативных навыков
обучающихся с ТНР;
-организацию и проведение мероприятий, обеспечивающих реализацию «обходных путей»
коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контрольза устной и письменной
речью;
-психолого-педагогическое сопровождение семьи (законных представителей) с целью ее
активного включения в коррекционно-развивающую работу с обучающимся; организацию
партнерских отношений с родителями (законными представителями).
Направления работы
Программакоррекционнойработынаступениначальногообщегообразованияобучающихсяс ТНР
включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление у обучающихся с ТНР
особых потребностей в адаптации к освоению адаптированной основной общеобразовательной
программы начального общего образования и подготовку рекомендаций по оказанию психологопедагогической помощи в условиях образовательной организации;
-коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной адресной
специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в
физическом и (или) психическом, речевом развитии обучающихся сТНР;
-консультативная работа обеспечивает непрерывность психолого- педагогического
сопровождения обучающихся с ТНР иих семей по вопросамвоспитания, коррекции, развития и
социализации обучающихся с ТНР;
-информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по
вопросам, связанным сособенностямиобразовательного процесса дляобучающихся с ТНР, со всеми
его участниками -сверстниками, родителями (законными представителями).

Содержаниенаправленийработы
Диагностическаяработавключает:

• изучениеианализданныхобособыхобразовательныхпотребностяхобучающихсясТНР,
представленных в заключении психолого-медико-педагогической комиссии;
• комплексныйсборсведенийобобучающихсясТНРнаоснованиидиагностическойинформацииот
специалистов;
• выявлениесимптоматикиречевогонарушенияиуровняречевогоразвитияобучающихсясТНР;
• установлениеэтиологии,механизма,структурыречевогодефектауобучающихсясТНР;
• изучениесоциальнойситуацииразвитияиусловийсемейноговоспитанияобучающихсясТНР;
• анализ,обобщениедиагностическихданныхдляопределенияцели,задач,содержания,методов
коррекционной помощи обучающимся с ТНР;
• осуществление мониторинга динамики развития обучающихся с ТНР, их успешности в освоении
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Коррекционно-развивающаяработавключает:
• системноеиразностороннееразвитиеречии коррекциюречевых расстройств(сучетомуровня
речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта уобучающихся с ТНР);
• совершенствованиекоммуникативнойдеятельности;
• формированиеи
коррекциюобщефункциональныхи
специфическихмеханизмов
речевой
деятельности;
• развитие и коррекцию дефицитарных функций (сенсорных, моторных, психических) у
обучающихся с ТНР;
• развитиепознавательнойдеятельности,высшихпсихическихфункций(чтовозможнотольколишь в
процессе развития речи);
• формирование иликоррекциюнарушенийразвитияличности,эмоционально– волевойсферыс целью
максимальной социальной адаптации обучающегося с ТНР;
• достижениеуровняречевогоразвития,оптимальногодляобучающегося.
Консультативнаяработавключает:
• выработку совместных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимися с ТНР
для всех участников образовательного процесса;
• консультированиепедагоговповыборудифференцированныхиндивидуально-ориентированных
методов и приемов работы с обучающимися;
• консультативнуюпомощьсемьеввопросахвыборастратегиивоспитанияиприемовкоррекционноразвивающего обучения учащегося с ТНР.
Информационно-просветительскаяработапредусматривает:
• различные формы просветительскойдеятельности (консультации, собрания, лекции, беседы,
использование информационных средств),
направленные на
разъяснениеучастникам
образовательного процесса и обучающимся, их родителям (законным представителям), вопросов,
связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения обучающихся с ТНР;
• проведение
тематического
обсуждения
индивидуально-типологических
особенностей
обучающегося с ТНР с участниками образовательного процесса, родителями (законными
представителями) обучающегося.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса на
индивидуальных и подгрупповых занятиях.
Общимиориентирамивдостижениирезультатовпрограммыкоррекционнойработыявляются:
сформированность общефункциональных механизмов речи. Совершенствование лексического,
морфологического,синтаксического,семантическогокомпонентовязыковойспособности;овладение
арсеналом языковых единиц различных уровней, усвоение правил их использования в речевой
деятельности.
Цельизадачипсихолого-педагогическогосопровождения
Цель:оказание содействия по созданию социальной ситуации развития, соответствующей
индивидуальнымособенностямобучающихсясТНРиобеспечивающейпсихологическиеусловиядля
успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся в условиях
образовательного процесса.
Основнымизадачамипсихолого-педагогическогосопровожденияявляются:

1. Систематическое отслеживание психологического и психолого - педагогического статуса ребенка
в динамике его психического развития.
2. Созданиесоциально-психологическихусловийдляэффективногопсихическогоразвитияребенкав
социуме.
3. Систематическаяпсихологическаяпомощьребенкуввидеконсультирования,психокоррекции,
психологической поддержки.
4. Организацияжизнедеятельностиребенкавсоциумесучетомегопсихическихифизическихвозможност
ей
5. Систематическаяпсихологическаяпомощьродителямребенкаиего близкомуокружению.
Важным структурным компонентом психолого-педагогического сопровождения является
организация жизнедеятельности ребенка в социуме путем создания социально-психологических
условий для гармоничного психического развития. Следует выделить общие и специальные задачи
для создания социально-психологических условий гармонизации личности школьника с ТНР.
Общиезадачи:
1. Созданиеоптимальныхусловийдляудовлетворениябазисныхпотребностейребенка,аименно
активности и самостоятельности.
2. Формированиеудетейчувствапсихологическойзащищенности.
3. Создание вшколе условий длямаксимально полного раскрытия личности ребенка, проявление его
индивидуальности.
4. Созданиеусловийдляформированияпознавательнойактивности,познавательныхпроцессов,
оптимизации творческого потенциала каждого ребенка.
Специальныезадачи:
1. Формированиеположительногоотношениякшколе,стимулированиепознавательной активности.
2. Содействиеформированиюпроизвольностиисаморегуляцииповедения.
3. Снятиестраховиэмоциональногонапряжения,формированиерегулятивныхУУД.
4. Развитиепознавательныхпсихическихпроцессов,формированиепознавательныхУУД.
5. Обучениеприемамсаморегуляциисвоегоэмоциональногосостояния.
6. Повышениесамооценки,уверенностивсебе.
7. Созданиеусловийдляформированияадекватныхсамосознанияисамооценки.
8. Развитиевнимания, памяти.
9. Развитиепространственно-временнойориентировки.
Основныепринципыпсихолого-педагогическогосопровождения
Даннаяпрограммапредставляетсобойсистемупсихолого-педагогическихсредств,направленныхна
преодоление и/или ослабление недостатков в психическом развитии обучающихся с ТНР.
ХарактерныеособенностипсихическогоразвитияребенкасТНР
Дети с ТНР - это особая категория детей с отклонениями в развитии, укоторых первично не
нарушен интеллект, сохранен слух, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на
становлениепсихики.Дефектымогутзатрагиватьразличныекомпонентыречи,например,снижение
внятности речи, другие – затрагивают фонематическую сторону языка и выражаются в дефектах
звукопроизношения, недостаточном овладении звуковым составом слова, который влечет за собой
нарушение чтения и письма. Другие дефекты представляют коммуникативные нарушения, которые
сказываются на обучении ребенка в массовойшколе. Сложные речевые нарушения охватывают все
стороны речи и приводят к общему недоразвитию.
Исследованиявобластиизученияориентировкивпространствеэтойкатегориидетей,выявлено,что дети
затрудняются дифференцировать понятия«справа»и «слева», а также наблюдаются трудности
ориентировки в собственном теле.
Пространственныенарушенияпроявляютсяипририсовании,иприписьме.
Внимание детей с речевым недоразвитием характеризуется рядом особенностей: неустойчивостью,
низкимуровнемпоказателейпроизвольного внимания,трудностямивпланированиисвоихдействий.

Струдомсосредотачиваютвниманиенаанализе условий,поискеразличныхспособовисредствв решении
задач.
Объемзрительной памяти детейсОНРпрактическинеотличаетсяотнормы.Исключениекасается
возможности продуктивного запоминания серии геометрических фигур детьми с дизартрией. Это
связано с выраженными нарушениями восприятия формы, слабостью пространственных
представлений. С понижение уровня речевого развития, понижается уровень слуховой памяти.
Дети с недоразвитием речи имеют ряд особенностей мышления. У них обнаруживается
недостаточныйобъем сведенийобокружающем мире,освойствахи функцияхпредметов,возникают
трудности в установлении предметно-следственных связей. Проблемную ситуацию оценивают
поверхностно.
Удетейстяжелымиречевымирасстройствамиотмечаютсяотклоненияв эмоционально-волевой сфере.
Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация,
негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость,
трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с
тяжелыми нарушениями речи отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.
Методыиприемыпсихолого-педагогического сопровождения













постановкапрактическихипознавательныхзадач;
целенаправленныедействиясдидактическим материалом;
наглядно-действенныйпоказ(способадействия,образцавыполнения);
подражательныеупражнения;
дидактическиеигры;
создание условий для применения полученных знаний, умений и навыков в общении, предметной
деятельности, в быту.
обследованиепредметов(зрительное,тактильно-кинестетическое,слуховое,комбинированное);
наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;
рассматриваниепредметныхисюжетныхкартин, фотографий;
речеваяинструкция,беседа,описаниепредмета;
указанияиобъяснениекакпояснениеспособоввыполнениязадания,последовательностидействий,
содержания;
вопросыкаксловесныйприемобучения(репродуктивные,требующиеконстатации;прямые;подсказыв
ающие);
педагогическаяоценкаходавыполнениядеятельности,еерезультата.

ПрограммарассчитананамладшихшкольниковсТНР Продолжительность
обучения занимает5 лет.
Объем программы составляет:
68занятийвгод.
Продолжительностьподгрупповыхигрупповыхзанятий составляет30-40минут.
Содержаниекоррекционноразвивающейпрограммы 1
класс
Раздел

Темазанятия

Диагности Индивидуальноческий
групповая
диагностика
эмоциональноволевойсферы

Кол-во
занятий

2

Содержаниезанятия

Исследование эмоциональноволевой сферы обучающихся,
мотивациикобучению,уровня
адаптации

Вид
деятельности
Диагностика

Яимои
роли

«Будемзнакомы!»
14

Игрыназнакомство:«Имяассоциация»».
Игра«Ледокол»-снятие
тактильных барьеров.
Рисование на тему «Я в детском
саду и я в школе».Обсуждение
разницымеждушколойид/садом.

«Я теперь
школьник»

Игра«Взялисьзаруки».
Задания«Правиланашихзанятий»,
«Новичоквшколе»,планшколы

«Чтозначитбыть
школьником?»

Упражнение «Надувная кукла».
Работа по теме: игра «Ты кто?».
Беседапотеме«Чтозначитбыть
школьником?»
Игра«Ктоестькто?».Задание
«Вспомни правила наших
занятий».Игра«Путаница»
Рассказыобименах:«Моеимя
обозначает...».
Беседа: нравится ли когда вас
называют Колька, Машка? А
Коленька, Машенька? Почему?
Каквасназываетмама?Какбывы
хотели, чтобы вас называли?.
Игра «Поменяйтесь местами те,
у кого...» (есть младшая
сестренка,естьибрат,исестраи
т.д.).
Упражнение«Динамический
рисунок семьи».

«СемьЯ»

«Всемусвоёвремя»

Беседа о правилах: зачем нужны
правила? Где мы с ними
встречаемся?Чтотакоеурок?Как
можно показать, что тыготов к
уроку?

Правилаповедения
в школе

Правило«Готовк уроку».
Проигрывание ситуаций: что
нужно сделать: когда входит
учитель (или кто-то старший) в
класс, когда хочешь что- либо
сказать,когдакто-тоопаздывает на
урок и т.д.
Игранавнимание:закройтеглаза и
назовите, какого цветастены,
глаза соседа и т.д.
Беседа«Чтоможносделатьза
перемену?»
Подвижная игра. Выработка
правилповедениявшколе(в
школе можно улыбаться и
смеяться,нельзяругатьсяи

Беседа,
двигательные
упражнения,
игры,
обсуждение,
работав
рабочих
тетрадях

дратьсяит.д.).Рисованиена
тему «Что мне нравится в
школе?».
Завершениезанятия

Стихотворениео слове
«Здравствуйте».Беседа:
какие словаприветствиявызнаете?
Способыприветствия(кивок
головой, помахать руками,
поклон,рукопожатие.)
Созданиекопилкивежливыхслов.
Приветствие друг друга разными
способами под музыку.
Обсуждение:чьеприветствие
больше
понравилось,почему?Драмат
изациясказки
«Заяц и еж». Вопросы: «Что
можно сказать про зайца? Ежа?
Ктовамсимпатичен?Авжизни
встречались вам такие люди?
Стихотворениеовежливыхсловах.
Беседа об этикете вежливых слов:
Вспомнить случаи, когда вам
помогли «волшебные слова».
Играсмячом«Вежливыеслова».
Задание«Угадайвизитку».
Работапотеме:беседапо теме
«Знакомство с Пси- Магом».

«Волшебные слова»

«ЗнакомствосПсиМагом»

Я и мои
качества

«Чтоязнаюо себе?»
14

«Чтоязнаюосебеи
одругих?»

Упражнение«Постройсяврядпо
признаку». Работа по теме: игра
«Соревнование знатоков».
Упражнение«Моиплюсы,мои
минусы».
Упражнение«Атомы».
Заданияврабочейтетради«Моё
отражение в волшебных
зеркалах», «Я на лесенках
характера».
Упражнение«Постройсяврядпо
признаку».Работа в рабочих
тетрадях:задание«Какрасселить
людейв домах?», задание «Три
дома».
Упражнение«Самый-самый».

Беседа,
двигательные
упражнения,
игры,
обсуждение,
драматизация

Беседа,
двигательные
упражнения,
игры
Беседа,
двигате
льные
упражне
ния,
игры,
обсуждение,
рисунок,
работав
рабочих
тетрадях

«Я-этокто?»

«Зерно добра»

«Школадружбы»

«Чудеса
ответственности»

«Страна
Помогайка»

Игра«Это Я.Этомоё».
Работапотеме:задание«Я-это кто?».
Упражнение
«Поддерживающие руки».
Задание «Рассказ о своём Я».
Подведениеитогов:упражнения
«Самый-самый»,«Атомы».
Игра«Добрыйдождик».
Игра,беседа,
сказка,
Беседа о доброте: Чья доброта
можетпомочьвырастидереву?Чья творческое
задание,
доброта помогает расти детям?
рисунок
СказкаА.Нееловой«Даром ни
одно доброе дело не
пропадает». Вопросы и
задания к сказке.
Творческое задание «Доброе
дело»(пословица«Доброедело,
что дождь в засуху»).
Рисунок«Дереводоброты
Игра«Школадружбы».
Беседа о дружбе: Какнужно
относитьсяклюдям,чтобыутебя
появилисьдрузья?Какимдолжен
быть настоящий друг?
СказкаВ. Сухомлинского
«Девочкаиромашка».Вопросыи
задания к сказке.
Игра«Скемдружатцветы».
Рисунок «Друг цветок».
Творческоезадание«Сказочные
друзья»(пословица«Нетдруга,
такищи,анашел,такбереги»).
Игра,беседа,
Игра«Зачто мыотвечаем».
притча,
творческое
задание
Беседаобответственности:Что
значитбытьзакого-товответе?
Как вас учат ответственности?
Притча «Старик и яблоня».
Вопросыизаданиякпритче.
Рисунок«Посадим деревце».
Творческоезадание«Кто
ответственный»
Игра«Палочка-выручалочка».
Игра,беседа,
Беседа о взаимопомощи:
сказка,
творческое
Расскажитеокаком-либосвоём
задание,
добром поступке?
рисунок
СказкаФ.Левствик–«Кто
сшил Видеку Рубашку».
Творческоезадание:«Поможем
другу»

Яимои
чувства

«Дотронемсядо
радости»
16

«Устрахаглаза
велики»

«Громи молнии»

Беседа об эмоциях: Что такое
Беседа,
эмоции?Откудаэмоцииичувства
двигательные
появляются? Зачем они нам
упражнения,
нужны?
игры,
Игра «Море волнуется» обсуждение,
изображениеэмоций.Последнее
рисунок,
задание – радость.
мозговой
Упражнение «Закончи
штурм
предложение» Для ребенка
(ученика, мамы) радость это…
Какиерадостныесловавызнаете.
Игра «Испорченный телефон» передаем радостноеслово.
Рисунок радости. Умение
радоваться за себя и за других.
Кругдоверия:Мозговойштурм
«Какдоставитьрадостьдругим?»
Игра «Море волнуется» Беседа,
изображениеэмоций.Последнее
двигательные
задание – страх.
упражнения,
игры,
Беседа: Полезно иливредно
обсуждение,
чувствостраха?Упражнение
рисунок
«Закончи предложение».
Дети (взрослые, мамы, учителя)
обычно боятся... Страхи тела –
когда мы боимся нанести вред
своему телу, страхи разума –
эмоциональные страхи.
Рисуем страх, тема: «Я боюсь…»
Рассказострахах.Какиестрашные
словавызнаете.
Сказка«МашаиМиша»Бояться
можно не только за себя,но и за
других.
Исправляемрисунок–делаемсвой
страх смешным
Игра
«Море
волнуется»
- Беседа,
изображение эмоций. Последнее двигательные
задание – гнев.
упражнения,
Беседа: Сердимся ли мы? Что игры,
такое гнев? Что мы делаем,когда обсуждение
сердимся? Показать свой гнев
лицом, ногой, рукой, голосом,
всем телом.
Чувствоватьгнев–нормально.
Ненормальнообижатьдругого,
когда сердишься.
Сказка«Опутникеиегобеде»(в
сокращении). Упражнение
«Разозлились – одумались». Как
высправляетесьсосвоимгневом?
Упражнение«Прогнозпогоды».

«Держимсебяв
руках»

Беседа:Давайтевспомним,откуда
берутся эмоции? Куда же они
пропадают?
Рисунок:чтобудет,еслирадостии
гнева будет очень много?
Обсуждение метафоры: Эмоции –
как воздушныйшарик:если сильно
надуть – он лопнет. Сказка «Про
мальчикаВасю».Анализситуаций:
как себя контролировать.

Беседа,
двигательные
упражнения,
игры,
обсуждение,
рисунок

«Моиощущения»

Игра«Четырестихии»,беседапо
теме «Мои ощущения».Что мы
можем ощущать? Что
произойдёт с человеком,
если у него не будет ощущений?
Практикум«Ощущения».Работасо
сказкой «Время книги».
Подведениеитогов.
Беседа-опроспотеме«Мои
ощущения».
Конкурс«Самыйлучший
«ощутимый»предмет».Беседапо
теме «Моё восприятие мира».

Беседа,
двигательные
упражнения,
игры,
обсуждение,
сказка,
творческое
задание
Беседа,
двигательные
упражнения,
игры

Задание«Явижуто,чтослышу»,
«Чудесныймешочек»,
«Семьгномов»(заданиеврабочей
тетради.

Врабочих
тетрадях

«Моёвосприятие
мира»

«Моёвнимание»

Задание«РисунокКоролевства
Внутреннего Мира».
Упражнение «Проверь себя!»,
задание «Внимателен лия?».
Работасосказкой«Времякниги».

«Чтотакое
Эмоции?»

Яимои
друзья

«Законы дружбы»
14
«Настоящий друг»

Беседа,
двигательные
упражнения,
игры, сказка
обсуждение,
рисунок,
Упражнение«Отулыбкистанет всем Беседа,
теплей».Игра «Передача предмета двигательные
упражнения,
по кругу».
работа в
Работапотеме:игра
«Превращение в животных».
рабочих
тетрадях
Беседа-объяснениепотеме«Что
такое эмоции?» Подведение
итогов
Портретдруга»(направленное
Беседа,
рисование).
дискуссионные
Дискуссионныеигры«Качества
игры,
настоящего друга»,
направленное
«Законы дружбы».
рисование
Самоанализи
Упражнение с элементами
самодиагностики«Моикачества». Самодиагности
ка работа со
Сравнительный анализ с
«Качестваминастоящегодруга» (см. сказкой,
неоконченные
предыдущее занятие).
предложения
Завершениепредложений

«Давайтежить
дружно»

Беседа о причинах ссор и
конфликтов между людьми.
УпражнениеСлова–Помощники.
Актуализация

Беседа,
упражнения с
элементами
ролевого
тренинга

знаний
о
приемах
и
способахсаморегуляции(см.«Яи
мои чувства»).
Проигрываниепредложенных
ситуаций.
Беседа о сотрудничестве на
основе жизненного опыта и
литературного материала.
Упражнениевпарах«Варежки».
Групповое упражнение «Дерево
сотрудничества».

«Силадружбы»

«Разные
люди-разные
характеры»

4
«Какойуменя
характер?»

Диагности Индивидуальнока
групповая
диагностика
эмоциональноволевойсферы
Всего:

4

Беседа,
совместная
продуктивная
деятельность
(работав
парах)
Упражнение«Лучиквнимания:
Беседа,
вселюдиразные»,беседаопрос по двигательные
теме «Разные люди- разные
упражнения,
типы характера»,
игры,
Работасосказкой«Времякниги».
рисунок,
Разыгрывание сценок Играработав
импровизация «Нетрабочих
мороженого
тетрадях
Упражнение«Коллективныйсчёт» Беседа,
Работапотеме:задание
двигательные
«Хорошиеиплохиечерты
упражнения,
игры,
характера».
обсуждение,
Беседа - опрос «Что такое
рисунок,
хорошийхарактер?Чтотакое
плохой характер?»
Конкурс «Знатоки черт
характера».Упражнение
«Зеркало».
Задание «Моёотражениевозере».
Задание«Мойпсихологический
портрет».Игра «И я…»
Исследование эмоциональноДиагностика
волевой сферы обучающихся,
мотивациикобучению,уровня
адаптации

68занятий

Содержаниекоррекционноразвивающейпрограммы 2
класс

Раздел

Темазанятия

Диагностически Индивидуальной
групповая
диагностика
эмоциональноволевойсферы
«Мои летние
Введение в
впечатления»
мир
психологии

Кол-во
занятий
2

8

«КакойЯ?»

«Психологиязнакомая
незнакомка»

«Понимаемчувства
другого»

Я и мои
желания

«Моижелания»
8

«Сказкаоборьбе
мотивов»

«Моимотивы»

Содержаниезанятия
Исследование эмоциональноволевой сферы обучающихся,
мотивациикобучению,уровня
адаптации
Упражнение«Необычное
приветствие», задание
«Ассоциации».Работапотеме:
задание«Вотилетопрошло…»
Упражнение «Внимательный
слушатель», «Расскажи о
летнихвпечатленияхдругого».
Подведениеитогов.
Упражнение «Способы
приветствия».Задание«Какя
изменился за лето».
Работапотеме:задание
«Представьдругого»,игра
«Пустьпересядутте, кто…»
Задание «Качества характера».
Работасосказкой«Времякниги».
Упражнения«Способы
приветствия», «И я…»
Работапотеме:беседа-опроспо
пройденному материалу.
Упражнения«Соберислова»,
«Найдипару».
Работасосказкой«Времякниги».
Разминочныеупражнения:
«Мячик»,«Лишнееслово»
Работапотеме:упражнение«Я
тебя понимаю»
Упражнения«Сочини
рассказ», «Общая
радость»Подведение
итогов
Упражнение«Передачадвижения
по кругу». Рефлексивное задание
«Яналесенкаххарактера».
Работа по теме: беседа - опрос по
пройденномуматериалу.Работасо
сказкой «Время книги». Задание
«Цветик–семицветик».
Подведениеитогов.
Упражнение«Моёсамоесильное
желание».
Релаксационноеупражнение
«Исполнениежеланий».Анализ
упражнения.Беседа«Чтотакое
мотивы?»
Упражнение«Подарижеланный
подарок», беседа- опрос по
пройденномуматериалу.
Работасосказкой«Времякниги».
Упражнение «Мотивы наших
поступков».Задание «Такие

Виды
деятельности
Диагностика

Беседа,
двигательные
упражнения,
обсуждение

Беседа,
двигательные
упражнения,
игры,
обсуждение,
работа со
сказкой

Беседа,
двигательные
упражнения,
обсуждение

Беседа,
двигательные
упражнения,
игры,
обсуждение,
работа со
сказкой
Беседа,
двигательные
упражнения,
игры,
обсуждение,
работа со
сказкой

разныемотивы».Упражнение
«Борьбамоихмотивов».
Подведение итогов.

«Какиемотивыу
других?»

Кладовая
памяти

«Загадка
Психоочистителя»
18

«Загадка
Психоочистителя

«Чтотакоепамять?»

«Видыпамяти»

«Какаяуменя
память?»

«Эмоциональная
память»

Упражнение«Подарижеланный
подарок».Упражнение «Мои
выборы».Задание«Моижелания
для других».Игра «Говорящие
мотивы».
Задание «Границы моих
желаний».Работасосказкой
«Времякниги».
Упражнение«Нетрадиционное
приветствие».
Игра«Заблудившийсярассказчик».
Работа по теме: задание «Народы
Хухромухра».Работа со сказкой
«Время книги».
Беседа-опроспокниге.Игра
«После Психоочистителя».
Рефлексивноеупражнение
«Угадай,ктосделалтебе
подарок?».
Работапотеме:Упражнение –
визуализация «Я на планете
Хухромухр».
Задание«Самоеважноедляменя».
Работасосказкой«Время
книги».Задание«Чегобыя
лишился?»
Игра«Фотограф»
Работапотеме:задание«Вспомни
слова»Беседа на тему «Что такое
память?»
Упражнение «Тройки слов»
Работасосказкой«Времякниги»
Игра«Фотограф»
Работа по теме: «Время книги»
Игра«Запомниприкосновения»
Подведение итогов
Игра«Штирлиц»
Работапотеме:беседа-опрос
«Видыпамяти»Практикум«Какя
запоминаю»
Подведение итогов
Работапотеме:беседа
«Эмоциональнаяпамять»Работа
со сказкой
Упражнения«Запомнислова»
Игра Штирлиц»
Подведение итогов

Беседа,
упражнения,
обсуждение,
работа со
сказкой

Беседа, игра,
обсуждение,
работа со
сказкой,работа
врабочих
тетрадях

«Как лучше
запоминать?»

Работа по теме:Играупражнение
«Парыслов»«Испорченный
телефон»
Упражнение «Запомни с
помощьюкартинок»Задание
«Волшебныекартинки»Игра
«Фотограф»Подведениеитогов
Работапотеме:задание
«Зашифрованныеслова»
Игра«Фотограф»,«Испорченный
телефон».
Беседапотеме:«Правила
запоминания»,
«Зашифрованныеслова»
Подведение итогов
Упражнение«Начтопохожа
память?»
упражнение«Чтоязнаюовидах
памяти?»
Задание «Вспомни историю»
Работасосказкой«Времякниги»
Задание «Шашки Пси-Мага»

«Я умею
запоминать?»

«ЧтоЯзнаюо
памяти?»

Лабиринты
мышления

«Сказка о
профессоре
Мышлении»

«Какразвивать
свой ум

18

Упражнение «Распредели
картинкипогруппам»Работапо
теме: работа со сказкой «Время
книги»Упражнение «Назови все
свойства предмета Упражнение
«Назовисходстваиразличия»
Подведение итогов
Конкурс«Знатоксвойств
предметов»
Конкурс«Чтоимееттоже свойство?»
Подведение итогов

«Учимсядумать
вместе!»

Разминочноеупражнение
Работапотеме:«Чтоимееттеже
свойства?»
Подведение итогов

«Учимся
обобщать и
находить
закономерности»

Работапотеме:задание
«Картины»
Упражнение«Сделайвывод»
фигуру»Задание «Продолжи
последовательность»
Подведение итогов

«Учимся
находить
противопол
ожности»

Упражнение
«Противоположности»
Работапотеме:упражнение
Упражнение«Найдиразличия»
Игра «Противоположности»
Игра«Хорошо- плохо» Игра
«Антипод»
Подведениеитогов:упражнение

Беседа,игра,
обсуждение,
работа со
сказкой

Беседа, игра,
двигательные
упражнения,
обсуждение,
работа в
рабочих
тетрадях

«Найдилишнее слово»

«Учимсядумать
логично- 1»
4

«Учимсядумать
логично- 2»

«Учимсядумать
творчески»

«Чтоязнаюо
мышлении?»

Как стать
талантливым

«Фантазируемс
Фантузей»
8

«Что такое
способности?»

Разминочноеупражнение
Работапотеме:беседа-опроспо
пройденному материалуЗадание
«Самыеважныеслова»
Игра«Слова-мостики»
Игра«Психологическоедомино»
Задание «Найди слова по
аналогии»
Подведениеитогов:задание
«Оцени своиумения»
Разминочноеупражнение«Любое
число»Работа по теме: задание
«Шифровка»
Задание «Логические задачи»
Работасосказкой«Времякниги»
Подведение итогов: игра
«Психологическоедомино»
Игра«Любоечисло»
Работапотеме:задание«Составь
предложение»Задание
«Случайные слова»
Упражнение«Спички»
Работасосказкой«Времякниги»
Задание «Что я знаю о
мышлении?»Упражнение
«Ранжирование
умений»Работапотеме:беседаоп
роспо пройденному материалу
Упражнение «Общее
конкретное»
Упражнение «Спички»
Игра«Психологическоедомино»
Работасосказкой«Времякниги»
Подведение итогов: игра
«Пустьпересядутте, кто…»
Задание«Какяоцениваюсвои
умственные умения»
Разминочноеупражнение
Беседа по теме «Фантазия.
Воображение»Задание«какой
характер у Фантузи?»
Задание «необычное
использованиепредметов»Задание
«Начтоэтопохоже?»Задание
«Чтослучится,если…?»Задание
«Покажибез слов»
Разминочноеупражнение
Работапотеме:задание«Стараяновая сказка»Задание «Сон
сказочногогероя»

Беседа, игра,
двигательные
упражнения,
обсуждение,
работа со
сказкой,работа
врабочих
тетрадях

Беседа, игра,
двигательные
упражнения,
обсуждение,
работа в
рабочих
тетрадях
Беседа, игра,
двигательные
упражнения,
обсуждение

«Язнаю,что я…»

Задание «Волшебные
превращения»Работасосказкой
«Времякниги»Беседапотеме
«Способности»
Задание«Формуласпособностей»
Упражнение «Пиктограммы»
Работасосказкой«Времякниги»
Игра «Королевство Внутреннего
Мира»Подведение итогов
Исследованиеэмоциональноволевой сферыобучающихся,
мотивации к обучению,
уровня адаптации

4
«Королевство
ВнутреннегоМира:
поиск сокровищ»
Диагностика

Индивидуальногрупповая
диагностика
эмоциональноволевойсферы

Всего:

2

Врабочих
тетрадях

Беседа, игра,
двигательные
упражнения,
обсуждение
Диагностика

68занятий

Содержаниекоррекционноразвивающейпрограммы 3
класс
Раздел

Темазанятия

Диагностический Индивидуальногрупповая
диагностика
эмоциональноволевойсферы
«Новаявстречас
Введение в
психологией»
психологию
общения

«Начало
путешествияв
Страну
Общения»

«Чтос собой
взятьв
путешествие?»

Кол-во
занятий
2

8

Содержаниезанятия
Исследованиеэмоциональноволевой сферы
обучающихся,мотивациик
обучению,уровняадаптации
Задание«Ассоциации-1»
Работапотеме:задание«Какя
провёллето?»Задание«Фильм
о лете»
Беседапотеме«Введениев
психологию общения»
Упражнение-визуализация
«ПриглашениевСтрану
Общения»
Подведение итогов
Разминочноеупражнение
«Приветствиепо кругу»Беседа
«Чтотакоеобщение?»
Игра «Заблудившийся
рассказчик»Задание«Подарки
впутешествие»
Рефлексивноезадание«Мой
выбор»Задание«Это ёмкое
слово«общение»
Подведениеитогов:задание
«Ассоциации-2»
Упражнение«Цветмоего
желания»Работапотеме:
задание«Моижелания»Задание
«Мойпсихологическийбагаж»
Задание«Самоеважноев
психологическомбагаже»
Упражнение«Чувстволоктя»

Виды
деятельности
Диагностика

Беседа,
упражнения,
обсуждение,
работа в
рабочих
тетрадях

Беседа, игра,
двигательные
упражнения,
обсуждение

Беседа, игра,
двигательные
упражнения,
обсуждение,
работав
рабочих
тетрадях

Подведениеитогов:задание
для команды «Наш
психологический багаж»

«Чтоязнаюо себе?»

Психология
отношений:ТыЯ-Он/Она=Мы

«Какипочему
начинаются
ссоры?»

«Сказка о
конфликте
иконтакте»

«Качества,
важныедля
общения»

16

Упражнение«Ветеруноситтех,
кто…»
Работапотеме:упражнение
«Какойявобщении?» Задание
«Говорящаявещьрассказывает
о хозяине» Рефлексивное
задание «Я на лесенках
характера»
Задание«Какменяоценивают
мои одноклассники?»
Подведение итогов:
упражнение«Самый-самый»
Разминочноеупражнение«Две
варежки»Задание
«Скульптура»
Работапотеме:беседапотеме
«Что такое ссора?»Работа со
сказкой «Время книги»
Подведениеитогов:упражнение
«Самый-самый»
Разминочноеупражнение
«Атом»
Работапотеме:беседапотеме
«Счегоначинаютсяссоры?»
Работа со сказкой «Время
книги»Задание«Совместная
картина»
Конкурсы«Угадайназвание»,
«Самыйинтересныйвопрос»
Разминочноеупражнение
«Передайхлопокпокругу»
Работа по теме: беседа по
пройденному материалу
Упражнение «Карта
путешествия по Стране
Общения»Индивидуальное
задание
«Качества,важныедляобщения»
Задание для команд
«Качества, важные для
общения»Подведение
итогов:задание«Оцени
себявобщении»
«Назови качество, важное для
общения» Работа по теме:
задание«Какиемывобщении»
Упражнение «Постройтесь в
ряд» Подведение итогов

Беседа, игра,
двигательные
упражнения,
обсуждение,
работа в
рабочих
тетрадях

Беседа, игра,
двигательные
упражнения,
обсуждение,
работа со
сказкой
Беседа, игра,
двигательные
упражнения,
обсуждение,
работа со
сказкой

Беседа, игра,
двигательные
упражнения,
обсуждение,
работа в
рабочих
тетрадях

Беседа, игра,

«Яобщительный
илизамкнутый?»

двигательные
Упражнение «Кто такой
общительныйчеловек,икто такой упражнения,
обсуждение,
замкнутый?»
работа со
Работапотеме:беседапотеме:
«Общительность и
сказкой,работа
замкнутость»
врабочих
Упражнение «Как я
тетрадях
поступлю?»Задание«Сценки»
Работа со сказкой «Время
книги»
Подведениеитогов:упражнение
«Постройтесьв ряд»

«Королевство
Разорванных
Связей»

Разминочноеупражнение
Работапотеме:задание
«Шкала общительности»
Задание «Заверши
предложения»Упражнение
«КартапутешествияпоСтране
Общения»Работа со сказкой
«Времякниги»
Задание«Заверширисунок»
Подведение итогов
Упражнение «Постройтесь в
ряд в командах» Работа по
теме:беседапопройденному
материалуЗадание «Свои и
чужие»
Ролевая игра «Робинзоны»
Подведениеитогов:обсуждение
игры «Робинзоны»
Разминочноеупражнение
«Приветствие по кругу»
Упражнение «Карта
путешествия по Стране
Общения»Работа по теме:
задание «Дружба- это…»
Работасосказкой:«Время
книги»
Задание«Испытаниедля
дружбы»Подведение итогов
Упражнение «Друг к дружке»
Работапотеме:беседапотеме
«Правиладружнойработы»
Конкурс- игра «Дружная
команда»Подведениеитогов
Разминочноеупражнение
«Коллективныйсчёт»Работа
по теме: рефлексия задания
«Общийрисунок»Заданиядля
команд «Правила
доброжелательногообщения»
Задание для класса «Общий
список правил
доброжелательногообщения»
Подведение итогов

«Своии чужие»

Сокровища и
тайныдружбы

«Дружба-это…»
16

«Мы–дружная
команда»

«Правила
доброжелательно
гообщения»

Беседа,ролевая
игра,
двигательные
упражнения,
обсуждение,
работа в
рабочих
тетрадях

Беседа,
упражнения,
конкурс-игра
Беседа, игра,
двигательные
упражнения,
обсуждение,
работа в
рабочих
тетрадях

«Дружнаястрана»

«Какмывсе
похожи!»

«Какиемывсе
разные!»

«Сказкао
Другой
Точке
Зрения»

«Скажимне,кто
твой друг…»

Поддержкав
общении

«Комплиментэто…»
12

Разминочное
упражнение
«Коллективныйсчёт
Работа по теме:
задание«Угадай
правила»
Задание«Кругмоихдрузей»
Работа со сказкой «Время
книги»
Упражнение «Вопрос-ответ по
кругу» Подведение итогов:
упражнение «Самый – самый»
Разминочноеупражнение
«Испорченныйтелефонс
перехватчиком»
Беседа: «Что мы знаем о
сходстве между людьми?»
Упражнение«Найдисходства»
Задание «Наши сходства»
Работа со сказкой «Время
книги»Подведениеитогов
Разминочноеупражнение
«Испорченныйтелефонс
перехватчиком»
Беседа: «Что мы знаем о
различиях между людьми?»
Упражнение«Найдиразличие»
Задание «Наши различия»Игра
«Мы похожи, и мы
различаемся»Подведение
итогов
Разминочноеупражнение
«Постройтесьв ряд»
Работа по теме: игра «Мы
похожи,имыразличаемся!»
Работа со сказкой «Время
книги»
Игра «Заблудившийся
рассказчик»Подведениеитогов

Беседа, игра,
двигательные
упражнения,
обсуждение,
работа со
сказкой,работа
врабочих
тетрадях

Разминочноеупражнение

Беседа, игра,
двигательные
упражнения,
обсуждение,
работа в
рабочих
тетрадях

Работа по теме: задание «Мои
мысли о друге»Задание «Мои
сходстваиразличиясдругом»
Задание «Мои сходства и
различия с другом и
одноклассником»
Игра «Разговор ладошек»
Упражнение«Коллективный
счёт»
Разминочное упражнение
Беседапотеме«Чтотакое
комплимент»Упражнение
«Карта
путешествияпоСтране
Общения»Задание «О

Беседа, игра,
двигательные
упражнения,
обсуждение,
работа со
сказкой,работа
врабочих
тетрадях
Беседа, игра,
двигательные
упражнения,
обсуждение,
работа в
рабочих
тетрадях

Беседа, игра,
двигательные
упражнения,
обсуждение,
работа со
сказкой

Беседа, игра,
двигательные
упражнения,
обсуждение,
работа со
сказкой,работа

«Что другие ценят
вомне?Чтояценю в
себе?»

«Давайте
говорить друг
другу
комплименты!»

«Что такое
сотрудничество?»

«Я умею
договариваться
слюдьми»

Сочувствие и
сопереживание

«Как мы
переживаем
эмоции?»

12

правилах комплимента»
Работасосказкой«Время
книги»
Задание «Похвальное
слово самому себе»
Подведениеитогов:игра
«Угадай по комплименту!»
Разминочноеупражнение
«Коллективныйсчёт»Работа
по теме: Задание
«Комплимент-это…»Беседаопрос «Что такое
комплимент?»
Задание на самоанализ « Я
достоинкомплиментов,потому
что…»
Подведениеитогов
Игра « Угадай по
комплименту!»
Разминочноеупражнение
«Аплодисменты по кругу»
Игра«Волшебныеочки»Игра
«Ладошки по кругу»
Подведение итогов
Игра«Самый-самый»

врабочих
тетрадях

Разминочное упражнения «Я
сегодня обрадовался встрече
с…» «Спасибо тебе за…», «Кто
лишний?» Работа по
теме:беседанатемуРаботасо
сказкой
«Добраяпамять»Подведение
итогов
Работапотеме:упражнение
«Соберикартинку»Задания
«Найди себе пару», «Мы
вместе»Рисунок«Мойкласс»
Подведение итогов
Разминочноеупражнения
«Передайчувство»,
«Соберикартинку»,«Кто
сказал «Мяу»
Работапотеме:беседанатему
«Какяумеюдоговариваться?»
Разминочноеупражнение
«Цвет моего настроения-1»
упражнение «Заколдованный
город» Беседа- опрос по теме
занятияИгра«Эмоциональное
домино»
Подведение итогов:
упражнение«Цветмоего
настроения-2»

Беседа, игра,
двигательные
упражнения,
обсуждение,
работа со
сказкой

Беседа, игра,
двигательные
упражнения,
обсуждение,
работа в
рабочих
тетрадях

Беседа, игра,
двигательные
упражнения,
обсуждение
Беседа, игра,
двигательные
упражнения,
обсуждение,
работасо
сказкой

«Мы умеем
выражатьсвои
эмоции!»

«Как мы
понимаем
эмоции
других?»

«Мы умеем
сопереживать»

Диагностика

диагностика
эмоциональноволевойсферы

Всего:

Разминочноеупражнение
«Цвет моего настроения-1»
Работапотеме:беседа-опрос на
ему «Какие вы знаете
эмоции?» Задание «Этюды»
Конкурс №Передай эмоцию»
Подведение итогов:
упражнение «Цвет моего
настроения-2»
Разминочноеупражнение
«Цвет настроения»Работа по
теме:игра«Угадайпословицу»
Игра «Скульптор и
скульптуры»
Игра«Эмоциональная
пирамида»
Подведение итогов:
упражнение«Отулыбки
станет всемтеплей»
Разминочноеупражнение
«Моёнастроениев
ассоциациях»
Работапотеме:упражнение
«Историяизмоейжизни»
Игра «Бандероль от
МастераОбщения»
Исследованиеэмоционально2
волевой сферыобучающихся,
мотивации к
обучению,уровняадаптации
68занятий

Беседа, игра,
двигательные
упражнения,
обсуждение,
работа в
рабочих
тетрадях

Диагностика

Содержаниекоррекционноразвивающей программы
4класс
Раздел

Темазанятия

Диагностический Индивидуальногрупповая
диагностика
эмоциональноволевойсферы
Приглашение в
СтрануОбщения

Кол-во
занятий
2

«Знакомьтесь—
психология»
12

Содержаниезанятия
Исследование
эмоционально-волевой
сферы
обучающихся,мотивациик
обучению, уровня
адаптации
Упражнение«Закончи
предложения»Задание
«Презентация»
Подведение итогов

Виды
деятельности
Диагностика

Беседа,
обсуждение,
рисунок,
работав
рабочих

тетрадях.
«Я — это
интересно!»

«Чтомызнаемоб
общении?»

«Общение—дело
общее»

Инструменты
общения

«Как хорошо
уметь…слушать»
10

«Активноеи
пассивное
слушание»

«Какважноуметь
задаватьвопросы»

«Практикум
активного
слушания»

10

Упражнение «Продолжи
цепочку»Упражнение
«Угадайпроменя»
Исследование«Чтоязнаюо
том, как я общаюсь?»
Упражнение«Яинтересен
тем,что…»Упражнение
«Подарок себе»
Упражнение «Продолжи
цепочку»Задание
«Восстановивпамяти»
Игра«Корабльсреди
скал»
Задание«КартаСтрана
Общения»Задание
«Зашифрованныеслова»
Игра«Закрытыйгород»
Упражнение «Сообща»
Упражнение«Общее
дело»
Задание«Инструменты
Мастера Общения»
Задание«Догадайтесь»
Упражнение «Любимые
вещи»Упражнение«Кто
какслушает?»
Прослушиваниеи
обсуждение«Сказкаоб
умениислушать
Беседа-опрос «Слышать и
слушать»Задание«Какойя
-говорящий или
слушающий»Упражнение
«Ловушка»Задание «Какой
я-активныйили
пассивный?Упражнение
«Активное слушание»
Упражнение «Угадай»
Игра«Ктоэтотчеловек?»
Конкурс«Ктопридумает
как можно больше
вопросов»
Упражнение «Умей
объяснить-умейпонять»
Прослушиваниеотрывка
изкниги
Беседа-опроспо
пройденномуматериалу
Упражнение «Мячики»
Упражнение«Правильноли
японял»

Беседа,
совместная
продуктивная
деятельность
(работав парах)

Беседа,
двигательные
упражнения,
игры
Беседа,
упражнения
элементами
ролевого
тренинга
Игра,беседа,
сказка,
обсуждение,
рисунок

Беседа,
двигательные
упражнения,
игры

Беседа, игры,
обсуждениери
сунок,работа
в рабочих
тетрадях

Беседа,
совместная
продуктивная
деятельность

с

м аблеузйста,
«Бе«рПеогиготево, ри
пож
речсьл»ов»
10
«Аумеетеливы
спорить?»
«Практикум
неречевого
общения»
«Чемоданчик Мастера
Общения»
«Практикум
неречевого
«В морезнаний»
общения
(продолжение)
»
«Короткодаясно,
«Речь»
оттогоипрекрасно»

«Имя мое…»

«Моя семья»

«В пещере
эмоциональных
взрывов»

«Научнопрактическое
исследование
конфликта»

10

Прослушиваниеи
оУбпсруажжднееннииее««СДтеатрсикнинйаясклаоз
отпорваожянзеынкиее безс«лПоевр»
вкаарирок»бУ
евУопдрчаижкн»ение
«КК
ооннкутаркстр»еУ
клпарманжынхение

Беседа,
д
Бвеисегдатае,льные
удп
вирагж
атнеелньи
няы,еу
и пг р а ж, нения
обсуждение,
рисунок
Беседа,
упражнения с
элементами
ролевого
Д
трвеингиантегальные
упражнения,
игры,
е деас,тная
сБоевсм

«пЧ
л аекраетзосвтекло»Упражн
ение« Я
Слхоовчаури креазчвеив т
оьгов эстеибкее…
та»»
Упражнение««СИизтоубарцаизяив
пролсляхо »виУцпур»ажнение
ппрраж
«УУ
ямнцен
ыи»е«Имяд
Укприасжен
Ивгирж
ае«нКиоез»ли
менриое
к«оСзалмяы
т»йнаблюдательный»
У
некнаизкеа«вКттрооем»
Ип
граж«С
п
о
с
л
е
даенмиаея«сМ
Упражднеинйи»еЗ«аН
цеонйа»д
пвриогдауткетлиьвныаея
кругобщения»Работасо
удп
еяртаежлньенноисят,ьиБг
сИкгарзако«йЦветные
р
е сы
ед, а,
«коВрроелмеявсктнвиаг»и».
двигательные
И пг р а ж
– нсеонриеевн«оМ
ваонличеащиеи Беседа,
У
упражнения,
г«оЧвеорреязщтрияесзиенрук»алРаа»ботасо двигательные
и
упгражненияоб
скпарзакж
о йнВ
У
енриеемя«Бкенсиегдиабез
суждение
слов»
У п р а ж нени е«Передай
Беседа,
У
е«О
инпфроаж
рмнаецнию
»Уд
пирн
ажунзоенрие С
двоивгмаетсетлньаняые
нС
аМ
двС
о-ихсо»оУбпщ
раеж
н
е
ние
проадж
укнтеинвиняа,я
ние»
«ИКгртоа«бУ
олгьаш
даей»,чтопередал»диег ярутпыер,льность
П
Рарбоостлауш
соисвкаанзикеойи
р«ис
я и«гСик»аЗзкад
а аони
речке обсуждение,
Вроевмаяни
кн
сказка,
Р
ечмья»класса»
«И
творческое
задание
Игра,беседа,
«Времякниги»Работасо
сказка,
сказкойУпражнение
творческое
«Обмен»
задание,
Упражнение «Стул
откровения и желания»
рисунок
Упражнение«Ритммоего
Двигательные
имени»
упражнения,
Задание«Картинаизимени игры,
членов моей семьи»
обсуждение,
рисунок
Разминка «Театр рук»
Беседа,
Задание «Лишнее слово»
двигательные
Упражнение «Театр
упражнения,
эмоции»Работасосказкой
игры,
«Время книги»Игра«Так
обсуждение,
начинаются ссоры»
рисунок
Беседа-обсуждениетемы
«Конфликт»Упражнение
«Если тебя дразнят»
Двигательные
Упражнение«Желаниеи
упражнения,
возможность» Игра
игры
«Научноисследовательский
институт»

«Выиграть—
проиграть?»

«Сказкао понимании»

«Деньрождения
—Деньтворения»
Здравствуй,
Страна
Общения!

«Могуихочу»
12

Всего:

Беседа,
двигательные
упражнения,
игры

Работасосказкой«Время
книги»Игра«Вгостина день
рождения»
Игра«Черезустановку»
Задание«Яналесенках
характера»Упражнение
«»Кругзначимости»

Обсуждение,
сказкарисунок,
драматизация
Беседа,
двигательные
упражнения,
игры,
обсуждение,
работа в
рабочих
тетрадях
Беседа,
двигательные
упражнения,
игры
Беседа,
двигательные
упражнения,
игры,
обсуждение,
работа в
рабочих
тетрадях
Беседа,
двигательные
упражнения,
игры,
драматизация
Обсуждение
сказки,
рисование
мозговойштурм

«Когдаприходит
понимание»

Игра«Ктопоследний»
Работасосказкой«Время
книги»Игра «Детектив

«Подороге сказок»

Время книги «Когда
приходит понимание»
Упражнение«Подороге
сказок»

«Вкоролевстве...»

Задание«Играем сказку»

«ВстречасМастером
Общения»

Работасосказкой«Время
книги»
Задание–размышление
«Правиланашейжизни»
Задание – визуализация
«ВстречасМастером
Общения»
Задание«Моиплюсыи
минусы»
Упражнение «Получи
медаль»Подведениеитогов

«До свидания,
Психологическая
азбука!»
Диагностика

Упражнение«Море
волнуется»Игра
«Сказочные конфликты»
Упражнение «Выиграть
всем»Упражнение«Найди
выход»
Упражнение «Круги
общения» Работа со
сказкой«Времякниги»

Индивидуальногрупповая
диагностика
эмоциональноволевойсферы

2

Исследование
эмоционально-волевой
сферы обучающихся,
мотивациикобучению,
уровня адаптации

Беседа,
двигательные
упражнения,
игры

Беседа,
двигательные
упражнения,
игры,
обсуждение
Диагностика

68занятий
Описаниематериально-техническогообеспеченияобразовательнойдеятельности

Занятия проводятся в отдельном помещении. В случае работы с группой имеются столы и
стулья, которые можно передвигать в зависимости от задач занятия и характера взаимодействия
обучающихся (индивидуальная работа,работа в парах,тройках/четверках, взаимодействие между
командами). Такая пространственная организация позволяет гибко менять формы работы и даёт
возможность каждому ученику чувствовать себя включенными в игровой процесс.

Литература
1. Психолого-педагогическаядиагностикa/И.Ю.Левченко,С.Д. Забрамная,Т.А.Добровольскаяи
др.;/Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Издательский центр"Академия", 2003.
2. РубинштейнС.Я.Психологияумственноотсталогошкольника.М.:Просвещение,1996.
3. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.: Гуманитар.
изд. центр ВЛАДОС, 2001..
4. Ткачёва В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии.–
АСТ., М., 2007
5. БойковД.И.Общениедетейспроблемамивразвитии:коммуникативнаядифференциация личности:
учебно–методическое пособие. СПб.: КАРО, 2005. -228 с.
6. Фопель К.Какнаучитьдетейсотрудничать?Психологическиеигрыиупражнения:Практическое
пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах. Т. 4. М.: Генезис, 1999.- 160 с.
7. ШипицинаЛ.М. Развитиенавыковобщенияудетейсумереннойитяжелойумственной отсталостью.
СПб.: Издат-во «Союз», 2004. -С.62.
1. ЛокаловаН.П.120уроковпсихологическогоразвитиямладшихшкольников.Психологическая
программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). — М.: «Ось-89», 2006.
2. ЯзыкановаЕ.В.Развивающиезадания:тесты,игры,упражнения:1класс/сост.–М.:Издательство
«Экзамен»,2011.
3. ЗавьяловаТ.П.,Стародубцева И.В. Сборникигровыхзанятийпоразвитиюпамяти,внимания,
мышления и воображения у младших школьников. – М.: АРКТИ, — 2008.
Учебно–методическоесопровождение.
1. Рабочиететради «Развитиеинтеллектуальныхспособностей»(Т.Языканова)1 -4класс.Москва.Экзамен. 2008
г.
2. Учебно-методическоепособие«Профессия –школьник»(Битянова М.Р.,АзароваТ.В.,Земских
Т.В.)Москва «Генезис» 2007 г.
3. Учебно-методическоепособие«Психология. Развивающиезанятия.1класс»(ГлазуновД.А.)Москва.
Глобус. 2008 г.
4. Учебно-методическоепособие«Психология. Развивающиезанятия.2класс»(ГлазуновД.А.)Москва.
Глобус. 2008 г.
5. Учебно-методическоепособие«Юным умниками умницам»(О.Холодова)1 -4класс.Москва.РОСТкнига 2008 г
6. БадьинаН.П.Частоболеющиедети.Психологическоесопровождениевшколе.М. 2007г.
7. БитяноваМ.Р.Адаптацияребенкавшколе:диагностика,коррекция,педагогическаяподдержка.
Методические рекомендации. М. 1998 г.
8. ИстратоваО.Н.ЭксакутоТ.В.Справочникпсихологаначальной
школы.
9. ОвчароваР.В.Практическаяпсихологиявначальнойшколе.М.2007г.
10. РоговЕ.И.Настольнаякнигапрактическогопсихолога.В2-хкнигах.М.2002
11. Самоукина Н.ВИгрывшколеидома.М. Новаяшкола 1993г.
12. УндзенковаА.В.КолтыгинаЛ.С.Графемика.Ек-бургЛитур.2006


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».