Приложение №1 к основной образовательной программе основного общего образования РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАНО к утверждению на заседании педагогического совета от «30» августа 2024 года протокол № 1 14 иков Учебный план для обучающихся с ОВЗ Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №14 г. Березники Пермского края 5-9 классы на 2024-2025 учебный год Пояснительная записка Учебный план муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №14 является нормативным документом, устанавливающим на основе Закона об образовании распределение содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам по годам обучения, и определяет общие цели образования, перечень учебных предметов, курсов, дисциплин, предельно допустимые объемы учебной нагрузки. Учебный план для обучающихся с ОВЗ направлен на обеспечение условий для индивидуального развития обучающихся для которых необходимо создание специальных условий, рекомендованных заключением ПМПК: развитие необходимых для жизни навыков социального поведения и общения с окружающими людьми; обеспечение уровня образования в соответствии с их особыми образовательными потребностями; коррекцию психофизического развития. Цели и задачи образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ реализуются в 2-х направлениях: • Коррекционная направленность обучения; • Освоение общеобразовательных предметов. Обучение детей ОВЗ предполагает инклюзивное обучение. Реализация учебного плана осуществляется в очной форме в общеобразовательных классах наполняемостью в соответствии с нормативами. Создание специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации образовательного процесса описываются в АООП ООО. Учебный план на 2024-2025 учебный год обеспечивает реализацию требований ФГОС сформирован в соответствии с нормативными документами, с учетом адаптированной основной образовательной программы основного общего образования, обеспечивающей достижение обучающимися результатов освоения основных общеобразовательных программ, установленных федеральными государственными образовательными стандартами и программы воспитания. При составлении учебного плана общеобразовательная руководствовалась следующими нормативными документами: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. организация Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями от 19.12.2023 № 618-ФЗ). Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Приказ Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 г. № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 18.07.2022 № 568, от 27.12.2023 №1028, от 22.01.2024 №31. от 19.02.2024 № 110). Письмо Министерства просвещения РФ от 15.02.2022 г. № АЗ-113/03 «О направлении методических рекомендаций» (по введению обновленных ФГОС). Письмо Министерства просвещения РФ от 31.08.2023 г. № АБ- 3569/07 «О направлении разъяснений по организации образования обучающихся с ОВЗ вместе с методическими рекомендациями» по введению обновленных ФАООП). Приказ Министерства просвещения РФ от 18.05.2023 г. № 370 «Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (с изменениями от 01.02.2024 № 62, от 01.02.2024 № 67, от 19.03.2024 № 171). 9. 10. 11. 12. 13. 14. Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 г. № 1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» (с дополнениями от 21.05.2024 № 347 приказ Минпросвещения РФ). Приказ Министерства просвещения РФ от 18.07.2024г. № 499 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». Письмо Министерства просвещения РФ от 21.12.2022 № ТВ- 2859/03 «Об отмене методических рекомендаций» (о введении 3 часа физической культуры) Устав МАОУ «Школа №5». Основная образовательная программа основного общего образования, программа воспитания. Основными целями общеобразовательной организации являются формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни. Общеобразовательная организация осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающегося в самообразовании и получении дополнительного образования. Общеобразовательная организация несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за качество образования и его соответствие федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, за адекватность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам обучающихся, требованиям охраны их жизни и здоровья. Учебный год начинается с 01 сентября 2024 года, но так, как это выходной день, то учебный занятия начинаются в первый, следующий за ним рабочий день, со 02 сентября 2024 года. Обучение в МАОУ СОШ № 14 осуществляется в одну смену. Начало занятий не ранее 8.00. Учебный план ОО предусматривает работу 5-8-х классов по 5-ти дневной рабочей неделе, в 9-х классах по 6-дневной рабочей неделе в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами. Продолжительность урока в 5-9 классах составляет 40 минут. Продолжительность перемен между уроками составляет от 10 до 20 минут. Учебный год в 5-9 классах делится на четверти, по итогам которых выставляются отметки за текущее освоение образовательных программ. Режим организации образовательного процесса при проведении занятий по иностранному языку, труду (технологии) в 5-8 классах, информатике осуществляется делением на 2 группы при наполняемости класса 25 и более человек. По технологии в 5-9 классах группы смешанные, деление по гендерному признаку не осуществляется. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, не превышает величину недельной образовательной нагрузки, предусмотренную Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, представленным в Федеральной образовательной программе основного общего образования согласно которой количество учебных занятий на уровне основного общего образования за 5 учебных лет не может составлять менее 5058 часов и более 5848 часов. Максимальная аудиторная нагрузка обучающихся соответствует нормативным требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и составляет: Классы Максимальная нагрузка, часов (ФГОС) 5 классы 29 6 классы 30 7 классы 32 8 классы 33 9 классы 36 Объем домашних заданий (по всем предметам) предполагает затраты времени на его выполнение, не превышающие (в астрономических часах): в 5-х классах - 2 часа, в 6-7-х классах - 2,5 часа, в 8-х классах до 2,5 часа, в 9-х классах до 3,5 часов. Изучение учебных предметов организуется с использованием учебников, входящих в федеральный перечень учебников и электронных образовательных ресурсов. Основное общее образование В 2024-2025 уч. г. по обновленным ФГОС ООО обучаются учащиеся 5-9-х классов. МАОУ СОШ №14 реализует учебный план в 5-8-х классах вариант 1, в 9-х классах учебный план вариант 2 федеральной образовательной программы основного общего образования. Учебный план 5-9-х классов определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, определяет и регламентирует перечень учебных предметов, курсов, дисциплин, время отводимое на их освоение и организацию, распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам. Содержание образования на уровне основного общего образования реализуется за счет введения учебных предметов, курсов, дисциплин, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету. Сетка часов включает в себя обязательную часть и часть формируемую участниками образовательных отношений Обязательная часть учебного плана представлена предметными областями и учебными предметами, учебными курсами, учебными модулями: • Русский язык и литература, учебные предметы - «Русский язык», «Литература». • Иностранный язык, учебные предметы - «Иностранный язык (английский)». • Математика и информатика, учебные предметы «Математика» (учебные курсы в 56 классах - «Математика», в 7-9 классах - «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика») и «Информатика». • Общественно-научные предметы, учебные предметы «История», «Обществознание» и «География». • Естественно-научные предметы, учебные предметы - «Физика», «Химия», «Биология». • Основы духовно-нравственной культуры народов России, учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России». • Искусство, учебные предметы - «Изобразительное искусство» и «Музыка». • Технология, учебный предмет - «Труд (технология)». • Физическая культура, учебный предмет - «Физическая культура» • Основы безопасности и защиты Родины, учебный предмет - «Основы безопасности и защиты Родины». Учебные предметы представлены в полном объеме. Часть формируемая участниками образовательных отношений В 5 классе на основании общественного опроса, с учетом мнения и условий 00 из части, формируемой участниками образовательных отношений, с целью развития и формирования ИКТ — компетентности обучающихся, введен учебный курс «Основы информатики» с использованием учебника под редакцией Л. Л. Босова, А.Ю. Босова «Информатика»: учебник для 5 классов общеобразовательных учреждений. В федеральных образовательных стандартах особое внимание уделяется функциональной грамотности как приоритетной задаче образования. Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, поэтому в 5-7-х классах с учетом общественного опроса введен курс «Функциональная грамотность». В 9 классе из части формируемой участниками образовательных отношений вводится обязательный курс «Введение в новейшую историю России». (Протокол общешкольного родительского собрания №1 от «09» сентября 2024г.). В 7-9 классах с учетом мнения родителей обучающихся и условий 00 из части, формируемой участниками образовательных отношений вводятся спецкурсы. В 7-9 классах с учетом мнения родителей обучающихся и условий 00 из части, формируемой участниками образовательных отношений вводятся спецкурсы. Спецкурс «Занимательная информатика» в 7 классах разработан и реализуется с целью расширения, углубления, дополнения учебного предмета «Информатика». Спецкурсы «Моя Россия» и «Подросток и закон» реализуют задачи углубления знаний по учебным предметам «География» и «Обществознание». Спецкурс «Решение нестандартных задач по математике» в 9 классах разработан в целях обеспечения принципа вариативности и учета индивидуальных потребностей обучающихся, призван расширить, углубить, дополнить изучение учебного предмета «Математика» с перспективой подготовки к ОГЭ/ГВЭ. Спецкурс «Через тернии к звездам (русский язык)» в 9 классах разработан в целях совершенствования и систематизации знаний по русскому языку, а также постепенной подготовки обучающихся к итоговому собеседованию и ОГЭ/ГВЭ. В МАОУ СОШ №14 языком образования является русский язык. В соответствие с ФГОС ООО на изучение учебных предметов «Родного язык (русский)», «Родной литературы (русской)» и «Второго иностранного языка» необходимо заявление от родителей, которых в 2024-2025 учебном году не поступало. На основе заключений ПМПК для обучающихся с ОВЗ организуются занятия коррекционно-развивающей области (не менее 5 часов в неделю за счет часов внеурочной деятельности), включающие коррекционно-развивающую логопедию - 1 час, психокоррекционные занятия - 2 часа, коррекцию и развитие учебно-познавательной деятельности - 2 часа и являются обязательными для данной категории обучающихся. Потребность в двигательной активности обучающихся с ОВЗ реализуется за счет часов внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления. Формы промежуточной аттестации Промежуточная аттестация - это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой. Основной задачей промежуточной аттестации является установление соответствия знаний учеников требованиям государственных общеобразовательных программ, глубины и прочности полученных знаний, их практическому применению. Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года без прекращения образовательного процесса в соответствии с календарным учебным шграфиком и Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся и решением Педагогического совета школы с выбором форм проведения промежуточной аттестации. Промежуточная аттестация может проводиться в следующих формах: среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля, контрольная работа, экзамены, собеседование, тестирование, защита рефератов и творческих работ, ВПР, защита проектов и другие формы. Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ в 5-9-х классов в 2024 - 2025 учебном году Класс 5 класс Учебный предмет Русский язык Литература Математика История ОДНКНР География Биология Музыка ИЗО Труд (технология) Адаптивная физическая культура Иностранный язык (английский) 6 класс Функциональная грамотность Основы информатики Русский язык Литература Математика История Обществознание ОДНКНР География Биология Музыка ИЗО Труд (технология) Форма промежуточной аттестации ВИР / итоговый тест Итоговый тест ВПР/итоговая контрольная работа ВПР/ итоговый тест Защита проекта Итоговый тест ВПР/ итоговый тест Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля/Творческий проект Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля/Творческий проект Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Диагностическая работа Создание презентации ВПР /итоговый тест Итоговый тест ВПР /итоговый тест ВПР /итоговый тест ВПР /итоговый тест Защита проекта ВПР /итоговый тест ВПР /итоговый тест Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля/Творческий проект Среднеарифметическая оценка по результатам текущего Периодичность проведения промежуточной аттестации 1 раз в год. В конце учебного года. 1 раз в год. В конце учебного года Адаптивная физическая культура Иностранный язык (английский) 7 класс Функциональная грамотность Русский язык Литература Алгебра Г еометрия Вероятность и статистика История Обществознание Г еография Биология Физика Музыка ИЗО Труд (технология) Адаптивная физическая культура Иностранный язык (английский) 8 класс Информатика Мир живой природы Пермского края Спецкурсы Русский язык Литература Алгебра Геометрия Вероятность и статистика История Обществознание География Биология Физика Химия Музыка Основы безопасности и защиты Родины контроля/Творческий проект Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Диагностическая работа ВПР /итоговый тест Итоговый тест ВПР /итоговый тест Контрольная работа Контрольная работа ВПР /итоговый тест ВПР /итоговый тест ВПР /итоговый тест ВПР /итоговый тест ВПР /итоговый тест Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля/Творческий проект Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля/Творческий проект Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Итоговый тест Защита проекта Зачет ВПР/Итоговый тест Итоговый тест ВПР/Контрольная работа Контрольная работа Контрольная работа ВПР/Итоговый тест ВПР/Итоговый тест ВПР/Итоговый тест ВПР/Итоговый тест ВПР/Итоговый тест ВПР/Итоговый тест Итоговый тест Среднеарифметическая оценка по результатам 1 раз в год. В конце учебного года 1 раз в год. В конце учебного года Труд (технология) Адаптивная физическая культура Иностранный язык (английский) 9 класс Информатика Спецкурсы Русский язык Литература Алгебра Г еометрия Вероятность и статистика История Введение в новейшую историю России Обществознание География Биология Физика Химия Труд (технология) Основы безопасности и защиты Родины Адаптивная физическая культура Иностранный язык (английский) текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля/Творческий проект Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Итоговый тест Зачет Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Итоговый тест Контрольная работа Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам 1 раз в год. В конце учебного года Информатика Спецкурсы текущего контроля Среднеарифметическая оценка по результатам текущего контроля Зачет Учебный план на 2024-2025 учебный год 5-9 классы для обучающихся с ОВЗ Предметные области Учебные предметы, курсы классы/ количест во часов классы/ количест во часов классы/ количес тво часов классы / количе ство часов 6 а,б,в 7 а,б,в 8 а, б 6 3 3 4 2 3 3 2 3 Вариант №1 56 Обязательная часть Русский язык и Русский язык 5 литература Литература 3 Иностранный Иностранный 3 язык язык (английский) Математика и Математика 5 информатика Алгебра Г еометрия Вероятность и статистика Информатика ОбщественноИстория: 2 научные Обществознание предметы 1 География Физика Естественнонаучные Химия предметы 1 Биология 1 Основы Основы духовно нравственной духовно культуры народов нравственной культуры России народов России 1 Искусство Изобразительное искусство 1 Музыка Труд (технология) 2 Технология Физическая 2 Физическая культура культура Основы Основы безопасности и безопасности и защиты защиты Родины Родины ИТОГО 27 Всего класс ы/ часов количе (34 ство недели) часов Варна нт №2 9 а, б 3 3 3 21 (714) 13(442) 15 (510) 10 (340) 9 (306) 6(204) 3 (102) 5 2 1 1 3 2 1 3 2 1 3 2 1 1 2 1 2 2 1 2 1 2 2 2 2 1 2 1 2 3 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 1 2 2 29 30 3(102) 10 (340) 4(136) 8(272) 7 (238) 4(136) 7 (238) 2(68) 3 (102) 1 1 2 1 оЭ 4(136) 8(272) 11(374) 1 1 2(68) 31 33 150 (5100) Часть, формируемая участниками образовательных отношений Основы 1 информатики 1 1 Функциональная 1 грамотность 2 1 Спецкурсы: 1(34) 3(102) 3 6 (240) Занимательная информатика Моя Россия Подросток и закон Введение в новейшую историю России Комплексный анализ текста (русский язык) Решение нестандартных задач по математике итого 1 1(34) 1 1 2 1 2 2 ВСЕГО часов Максимально допустимая 29 30 32 33 недельная нагрузка при 5-тидневке Максимально допустимая недельная нагрузка при 6-тидневке Всего часов за 34 недели 986 1122 1020 1088 Коррекционные занятия из часов внеурочной деятельности коррекционно-развивающая 1 1 1 1 логопедия психокоррекционные занятия 2 2 2 2 коррекция и развитие учебно 2 2 2 2 познавательной деятельности ВСЕГО: 5 5 5 5 1(34) 1(34) 1 1(34) 1 1(34) 1 1(34) 3 10 (340) 5440 124 (4216) 36 36 (1224) 1224 5440 1 5 (170) 2 2 10(340) 10(340) 5 25 (850) Приложение 1 Название Подросток и закон Моя Россия Решение нестандартных задач по математике Занимательная информатика Введение в новейшую историю Комплексный анализ текста Количество часов: Спецкурсы по предметам 7-9 классы на 2024-2025 учебный год 7а 76 7в 8а 86 1 1 1 1 1 1 1 1 9а 96 1 1 1 1 1 1 3 3 1 1 2 2